Губит детей не пиво…

Губит детей не пиво…
«Конечно же, нет!»– немного возмущенно отвечали нам продавцы небольших продовольственных магазинчиков, расположенных в спальных районах города. А что еще они могли ответить? Когда вы – продавец, и вас спрашивают, продаете ли вы спиртные напитки несовершеннолетним, это ваш единственный ответ. Поэтому, во имя истины, нам пришлось действовать иначе…
На предложение пивоваренной компании «Балтика» поучаствовать в акции «18+» откликнулись далеко не все СМИ. Суть же совместной акции завода и журналистов заключалась в том, чтобы выяснить, продают ли небольшие магазины пиво несовершеннолетним, и объяснить, что этим самым продавцы способствуют процветанию детского и подросткового алкоголизма в нашей стране.
С предложенным социальным проектом «После 18» выступил Союз российских пивоваров: то, что несовершеннолетним в магазинах не должно отпускаться пиво, оговорено не только в законе, но и в Кодексе российского пивовара. Для акции был разработан очередной знак-стикер «Продажа пива несовершеннолетним запрещена»: именно его участники акции расклеивали на витринах и стеллажах некрупных магазинов, расположенных в спальных районах Ростова. По словам организаторов акции, эти стикеры должны помогать продавцам вежливо и обоснованно отказывать в продаже пива не достигшим совершеннолетия покупателям.
Между тем продавцы утверждали одно, а делали другое: ни один из них не признался в том, что, стоя за прилавком, мало обращает внимание на возраст своего покупателя. Сменив тактику, мы стали просить проходящих мимо ребятишек нам помочь – зайти в магазин и купить бутылочку пива. Дети охотно соглашались, а когда им приносили пиво и выбивали чек, «на сцене» появлялись журналисты, и начиналась битва не на жизнь, а на смерть: лучшей защитой от СМИ, которую могли выдумать продавцы, в тот момент было нападение.
Как выяснилось в итоге, многие продавцы совершенно не ознакомлены с законом и даже не представляют, как правильно поинтересоваться, каков возраст покупателя. Иных ставил в тупик простой вопрос: «А если он утверждает, что ему уже есть 18?» (Согласно закону продавец, усомнившийся в возрасте покупателя, обязан не просто справиться о том, сколько ему лет, но и попросить его предъявить документы. Если же подросток отказывается показать паспорт, продавец может оставить за собой право отказать ему в продаже пива).
По словам тех немногих продавцов, кто все же знает закон, основная реакция подростка на отказ в продаже пива – это агрессия и угрозы.
– Но долго они все равно не горюют, идут в соседний магазин и покупают пиво там,– грустно заметила одна продавщица.
Из тех, кто «после 18»:
Елена ИВАНОВА
Комментарии читателей Оставить комментарий