Сколько стоит достоинство?
Соблюдение прав потребителей определяется законом, только если они хотят этого сами, - считает председатель Регионального союза защиты прав потребителей "Донской союз" Леонид Шипилов. - Один из знаменательных случаев в нашей практике - когда мы консультировали человека, потратившего более двух лет и более ста тысяч рублей, чтобы восстановить справедливость, - рассказывает Леонид Петрович. - Этому человеку магазин отказался обменять неисправный сотовый телефон стоимостью 3,5 тысячи. Он подал в суд и проиграл его. Подал апелляцию… и опять проиграл. Это стало для него делом принципа. Заставить магазин возместить ущерб удалось только с помощью вмешательства надзорных органов. Теперь этот человек обращается в Европейский суд с иском на российскую судебную систему, некачественная работа которой вызвала огромные потери у человека. Прежде всего - потерю времени жизни на поиски правды … Этот случай - крайняя точка той линии, на другом конце которой - полная терпимость потребителей к нарушению их прав. - За шестнадцать лет существования нашей организации менялся только спектр товаров, но никак не уровень информированности обращающихся, - говорит Леонид Петрович. - Системы информирования потребителей об их правах и методах их реализации, прописанной статьей 3 Закона РФ "О защите прав потребителей", у нас в стране не существует. - С чем сейчас обращаются в Региональный союз защиты прав потребителей? - Сейчас это проблемы с сотовыми телефонами и приспособлениями к ним. Больше стало дел о продукции, связанной с авторским правом: диски с музыкой и фильмами, компьютерные программы. Обращаются люди в связи с долевым строительством и покупкой квартир, изготовлением металлопластиковых окон. Много претензий на качество услуг в розничной торговле. Приходят и просто жертвы мошенничества… На днях к нам обратилась семья, купившая машину. Они доверчиво подписали договор, в котором были предусмотрены так называемые "дополнительные аксессуары": магнитола, сигнализация и так далее. Их стоимость, как оказалось, не входила в цену машины и при ближайшем рассмотрении составила огромную сумму. В автомобильном салоне за углом это оказалось намного дешевле. Но договор уже был заключен! - что же можно теперь сделать? - Договор всегда можно расторгнуть за непредоставление потребителю информации. И не на словах, а в письменном виде. Информация о том, что стоимость аксессуаров не входит в стоимость автомобиля, потребителю предоставлена не была… Будем бороться! Услуги по защите прав, предоставляемые "Донским союзом", платные. Но в тех случаях, когда очевиден факт нарушения прав потребителя, затраты клиента возмещаются - либо в досудебном порядке, либо в судебном. Ежегодно "Донской союз" принимает около 750 обращений, если не считать ежедневных разовых бесплатных консультаций. "Ничего не подпишу!", или аферисты против юристов - Все обращения связаны со стабильно низким качеством услуг, именно услуг, в сфере потребительского рынка, - рассказывает Леонид Шипилов. - Нам надо просто принять низкий уровень обслуживания как факт и озаботиться мерами безопасности… Как объяснил мне Леонид Петрович, "качество услуги" - это, так сказать, мера интеллигентности и профессионализма в отношениях между продавцом и покупателем. Ведь если подвело качество товара, продавец в этом зачастую не виноват. Когда он возвращает деньги или заменяет товар исправным - конфликта не возникает. А вот если нет - тогда мы и говорим о низком качестве обслуживания. Впрочем, и качество товара оставляет желать лучшего. - Срок службы товаров сейчас сократился по сравнению с советскими временами, - считает лидер "Донского союза". - Раньше товары делались максимально надежными. Холодильник, хоть достать его было непросто, мог работать более тридцати лет. Стиральная машина передавалась от бабушки внучке. Сейчас у производителей иная цель - стимулировать потребительскую активность. В той же стиральной машине, например, подшипники делаются из пластмассы - они быстро ломаются. Срок службы сотовых телефонов - всего несколько лет... Как раз во время моего визита в Союз защиты прав потребителей пришла старушка, пострадавшая от отсутствия обязательной информации - она подписала договор на покупку пылесоса "Кирби" стоимостью 100 тысяч рублей, заключив его на кабальных условиях (наша газета уже писала об этой афере). По словам Леонида Шипилова, в ловушку попадаются даже юристы… - Торговые агенты фирмы ходят по домам и устраивают "презентации". В разговоре с жильцами они применяют техники нейро-лингвистического программирования. Человек расслабляется, впадает в благодушное состояние, теряет критичность. Он подписывает договор и получает товар, а наутро - хватается за голову! - Как защититься от этого? - Нужно выработать у себя один простой, но непробиваемый рефлекс: ничего не подписывать сразу, без консультаций с доверенным юристом. Особенно когда мы слышим "Давай-давай! Быстрей-быстрей!". У нас нет привычки при совершении хоть сколько-нибудь значимой покупки брать у продавца проект договора, чтобы внимательно прочитать его дома. Между тем мы имеем на это полное право. Право на информацию - Потребитель часто не знает, с кем он имеет дело. Данные о продавце (исполнителе), его юридическом адресе, режиме работы, сведения о регистрации - это есть далеко не на всех вывесках! Если на магазине написано "Продукты" - этого недостаточно. "Продукты" - функциональное назначение, а ООО это или ИП - такой информации чаще всего нет. Это выясняется потом, когда потребитель начинает разбираться. Также в "Донской союз" очень часто обращаются люди, ставшие жертвой недобросовестности риелторов. - Часто на продажу выставляются квартиры, обремененные чьими-то интересами. То есть их владелец может сидеть в тюрьме, находиться в доме инвалидов… Риелторская компания на это не обращает внимания, хотя должна гарантировать "чистоту" сделки. В итоге человек платит деньги, ему передается квартира, а затем появляется реальный владелец и начинает отсуживать её у него… Как не попасть в такую ситуацию? Очень просто - поручить проверку всей информации о деталях сделки юристам. Потребитель должен стать своего рода судьей, который верит только документальным фактам. Если речь идет о сделке на большую сумму, имеет смысл провести экспертизу договора в независимой организации. Собираясь купить квартиру или стать участником долевого строительства, не вредно собрать информацию об организации, с которой вы имеете дело, - хотя бы через Интернет, введя в любом поисковом сервере ее название. Если речь идет о долевом строительстве, нужно обязательно проверить всю документацию у застройщика по сделке. Если в беседе с клерком этот вопрос прояснить не удается - настаивайте на встрече с юристом фирмы! Любая заминка - повод насторожиться. - Надо ценить не деньги - а время жизни, которое мы теряем, покупая что-то или восстанавливая свои нарушенные права после совершения покупки или услуги, - считает Леонид Петрович. - Помните случай с сотовым телефоном? Это курьез, но между тем этот человек - один из немногих людей, наделенных чувством, если можно так выразиться, потребительского достоинства. В ближайших планах РОО Союз защиты прав потребителей "Донской союз" - провести мониторинг добросовестности поставщиков товаров и услуг потребителям города и области. Александра Спиглазова

Комментарии читателей Оставить комментарий