ЗАРПЛАТА «СВЫШЕ» НАМ ДАНА
При образовании Южного федерального университета повышения зарплаты профессорско-преподавательскому составу никто не обещал. Однако для вуза эта тема остается актуальной. В беседах с учеными, преподавателями не раз приходится слышать сетования по поводу "смешных" заработков. Более того, люди с ученой степенью никак не могут взять в толк, из чего конкретно зарплата складывается. ДВА ИСТОЧНИКА, ДВЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Зарплата складывается из двух частей: бюджетной и внебюджетной. Бюджетная ограничена нормами финансирования и так называемой бюджетной численностью. Она включает 8560 основных штатных ставок, и на их финансирование идут 600 000 рублей из 1,5 млрд. рублей в годового текущего финансирования, выделяемого Министерством образования и науки РФ. Однако, когда прошло объединение вузов в ЮФУ, численность сотрудников составляла 11 тысяч человек. В это число вошли и совместители. На совместителей выделяется отдельное финансирование. За что должен платить бюджет преподавателю "основного состава"? Первое - за чтение лекций и подготовку к ним (норма - 40 часов в месяц). Второе - за работу по индивидуальному плану. По нормативам эта работа включает 1560 часов в год. Из них - 900 часов аудиторной нагрузки, остальные 660 - так называемой нагрузки 2-й половины дня, предусматривающей учебно-, научно-методическую, воспитательную работу. Но деканы утверждают, что нагрузка не всегда согласуется с индивидуальным планом. При таком подходе выходит, что бюджетные деньги, предназначенные для оплаты работы сотрудников по индивидуальным планам, просто не расходуются... Сотрудники их не получают! И нагрузка преподавателей в этих случаях оплачивается уже из внебюджетных средств, из того, что заработал факультет. СТЕПЕНЬ ОТКРЫТОСТИ Как распоряжаться заработанными средствами, решают сами факультеты. Есть подразделения, которые используют равную для всех доплату. К примеру, считают нужным выплатить всем 1100 рублей от заработанных за год факультетом денег. Кто-то прибегает к системе доплаты по коэффициенту трудового участия сотрудников. Но на некоторых факультетах, когда сотрудники задают вопрос: "Почему мы мало получаем?", руководители отвечают, что заработанные деньги все уходят в центральный аппарат университета. Проректор по экономике ЮФУ Марина Боровская с этим не согласна: - Внебюджетные средства университета составляют около 1 миллиарда 300 миллионов, - говорит она. - Из этой суммы в распоряжении ректората остается 97 миллионов. Все остальные деньги - в структурных подразделениях, на факультетах. Куда идут средства, поступившие из институтов, факультетов вуза, легко может узнать и проверить любой: здесь налажены очень строгий учет и контроль. ГДЕ БЫ ПОДРАБОТАТЬ? Было бы желание, а дополнительная нагрузка найдется. Помимо своих факультетов, преподаватели могут читать лекции на других и получать за это, скажем, условную ставку. Для дополнительной оплаты таким преподавателям может быть использован еще один источник - система премирования. Ведь они читают лекции не только студентам- бюджетникам, но и тем, кто учится на внебюджетной основе, то есть заплатившим за учебу деньги. Но преподавателям за них не доплачивают. И факультет за обслуживание его сотрудником "чужих" студентов-внебюджетников никакого процента не получает. - В принципе, можно дальше развивать вуз по типу СНГ - разделиться и стать автономными факультетами, где на каждой кафедре межпрофильные специалисты будут "закрывать" всю нагрузку,- говорит Марина Боровская. - Но какой в этом смысл? Лучше пойти по пути стран Евросоюза - разделить какие-то функции, но при этом определить систему экономических отношений: кто, где, кому, какой процент на этапе перераспределения средств отдает. В таком случае у деканов появится возможность спрашивать не только с преподавателя, но и руководителя факультета за качество учебно-методических разработок, учебных курсов и базовых стандартов, представленных деканатом, подготовку студентов в целом. Повысится не только оплата преподавателей за их труд, но и ответственность за результат. Для дополнительного заработка у сотрудников вуза есть еще одна возможность - работа по нацпроекту. - При проектном финансировании мы закладываем деньги на оплату конечного результата и под каждый прописываем деньги, предположим, в сумме 2 миллиардов рублей,- объясняет Марина Боровская. - Проект рассчитан на три года. Допустим, кто-то из соискателей возьмется в будущем году писать книгу и закончит ее в 2011 году. Мы просчитываем его работу над книгой (вплоть до окончания), этот результат согласовываем с Министерством образования и науки РФ. И под свой проект соискатель получает деньги. А как быть, если, получив деньги, заявитель проекта спустя три года результата так и не достигнет? Как говорит Марина Александровна, работа над проектом будет отслеживаться, а деньги будут поступать поэтапно. Так что всем, кто возьмется за тот или иной проект, будет к чему стремиться. Ирина ХАНСИВАРОВА

Wadiia
Комментарии читателей Оставить комментарий