«Необходимо прежде всего достроить Союзное государство»

На фоне заметно затянувшегося газового конфликта между Украиной и Россией положение дел по направлению «Москва – Минск» выглядит как будто вполне обнадеживающе. В четверг, 22 сентября, между ОАО «Газпром» и официальным Минском была достигнута принципиальная договоренность о скидке на газ и приобретении второй половины Белтрансгаза.
Однако сознание, всякое повидавшее на просторах СНГ, отказывается так легко принимать на веру, что все на самом деле пойдет ладно. И, копнув глубже, понимаешь, что, да, перед нами – лишь очередная сколоченная расписанная «под гжель» декорация, прикрывающая собой дырищи, которые еще латать и латать.
Прежде всего, если верить информагентствам, Минск вовсе не отказывается от своего намерения добиться от России установления единой с Белоруссией цены на газ. Однако внутрироссийская цена для Белоруссии на этот важнейший энергоноситель видится пока что чем-то из области фантазии. Ну никакой политической воли не хватит уломать «Газпром», чтобы тот согласился терять ежегодно $3 млрд в год. Эту солидную цифру нужно чем-то покрывать – и уж явно не устными или письменными декларациями о намерениях интегрироваться.
Однако аргументация со стороны Минска пока что сводится скорее к формуле «войдите в наше положение», а вовсе не «вы нам – дешевый газ, а мы вам за это – то, то и то». Принципиальные решения, которые должны были быть реализованы в рамках союзного государства, до сих пор пробуксовывают – то же принятие единой валюты. Разумеется, противодействие (и немаленькое) можно наблюдать и со стороны российской элиты, особенно того сегмента, который причисляется к либеральным. Однако сие препятствие, даже со всеми оговорками, просто не видится непреодолимым.
И даже аргумент, что с 2012 года Россия и Белоруссия окажутся в едином экономическом пространстве, увы, слабоватый. Хотя бы потому, что мы уже сейчас как будто находимся в Союзном государстве, которое как будто к чему-то нас обязывает, и в рамках которого разговоры о снижении цены на газ выглядят нелепыми в принципе. Но на практике этот союз – тот самый ядерный реактор, который, фигурально выражаясь, до сих пор используется для того, чтобы на нем пожарить яичницу.
В беседе с обозревателем KM.RU заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ Андрей Суздальцев поделился своим видением того, насколько в нынешних условиях Минск может претендовать на газ по внутрироссийской цене:
– Претендовать может, конечно. Но в России есть ясное понимание того, что снижение цены на газ для Белоруссии до внутрироссийской повлечет значительное облегчение для Минска пути для вывоза газа за пределы страны. При этом Белоруссия продолжает политику ограничения по поставкам российских товаров на свой рынок, а между тем желаемое свободное экономическое пространство подразумевает свободу по продвижению товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Но рынок Белоруссии практически закрыт для нас, разговоры по приватизации белорусских предприятий, по сути, так и остались на сегодняшний день лишь разговорами. При этом Белоруссия претендует на значительные преференции. Это в определенной степени накаляет обстановку. Это – вообще принципиальный вопрос.
Но есть и тактическая сторона дела. Дело в том, что весной речь шла о продаже 50% Белтрансгаза с последующим определением внутрироссийской цены на газ. И когда мы были уже готовы на это пойти, резко поменялась ситуация у них. Сейчас им выгоднее сначала получить газ и потом вновь торговаться по поводу Белтрансгаза. У нас – огромные договоренности с белорусами. Со своей стороны мы выполняем обязательства аккуратно, а Минск этим же похвастаться никак не может. Лишь слышно: «у нас все плохо, холодно-голодно, и вообще подождите немного, в следующем веке все выполним». Это – традиционный диалог с белорусской стороной: «дайте сначала вы, а потом мы уже соберемся и подумаем, что предложить взамен».
Это все очевидно для России, потому мы и не торопимся снижать им цену на газ так, чтобы терять на этом серьезные деньги. Лукашенко лично надеялся выбить понижающий коэффициент у Миллера, надеялся на свою пробивную харизму – не получилось, не выбил. Главная проблема тут в том, что белорусская власть живет лишь реальностью «Москва – Минск» и не понимает, что решение их вопроса с Москвой тесно увязано с решением газового вопроса между Москвой и Киевом. И что надо как минимум еще посмотреть, как договорятся Россия и Украина.
Если в российско-украинском газовом диалоге дело все же зайдет в тупик, то Минск сможет рассчитывать на серьезные скидки вплоть до внутрироссийских цен, но если с Киевом Москва обо всем договорится успешно, то Минск вряд ли сможет рассчитывать на такой же исход. Однако Минску присуще не вполне адекватное понимание своей значимости для России: там есть убежденность, что судьба России находится едва ли не в руках Лукашенко. Отсюда – и такой накал.
Известный политолог и публицист Александр Черницкий также согласился с тем, что в двусторонних отношениях между Москвой и Минском от последнего недостает реальных решений и действий в пользу действительной интеграции.
– На самом деле тут абсолютно нет ничего нового. Российские власти уже не раз определенно заявляли, что необходимо прежде всего достроить Союзное государство, перейти на единую валюту, а именно на российский рубль. И уже после этого есть смысл говорить о внутрироссийских ценах на газ. Такова позиция российской стороны, и она совершенно обоснованна, на мой взгляд.
Главной подвижкой к решению вопроса ценообразования стало, безусловно, создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Это действительно был прорыв, но прорыв позапрошлогодний, а с тех пор – да, идет укрепление Таможенного союза, и его механизм во многом реально работает, но что касается двусторонних отношений между Россией и Белоруссией, то здесь, как нетрудно видеть, кроме громких и правильных слов, больше ничего не происходит.
– Сам факт того, что Россия договорилась о скидке для Белоруссии, – это сигнал Украине?
– Честно говоря, самый важный сигнал и для Белоруссии, и для Украины, – это «Северный» и «Южный» потоки. Когда Россия перестанет в принципе нуждаться в транзитных возможностях Украины и Белоруссии, то многое в отношениях изменится кардинально. Белоруссия и Украина, что называется, по умолчанию займут предельно лояльную позицию в разговоре с Россией.
Да уже и сейчас мы видим, как наши партнеры вынуждены при очень неважной игре делать очень хорошие мины. Все хотят получить по максимуму, но при этом не поступиться своим суверенитетом. Но экономика – штука слишком серьезная, чтобы ее можно было поднять одними лишь словами. Если сейчас огромные поступления в бюджеты Белоруссии и Украины дает транзит, то что будет после введения новых газопроводов, можно только лишь догадываться.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Посмеялся от души. Это значит Укрнаина заменит в качестве спонсора Россию? Та Украина которая сама клянчит скидки у РФ и кредиты у МВФ?Совсем вы гспода зарапортовались. Ну-ну, флаг вам в руки.
… аргументация господина Андрея Суздальцева, уже давно не воспринимается в Беларуси как серьезная по причине своей тенденциозности предвзятости и надуманности, как к примеру вопрос о преференциях, который подается настолько однобоко, что просто удивляешься его компетентности, как заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ, отсюда и незамеченная вероятность того, что пока Россия будет договариваться с Киевом или Минском, Беларусь и Украина может договориться между собой, а это приведет к совершенно интересной ситуации, когда на стороне договорившихся Киева и Минска обязательно выступит еще одина заинтересованная сторона и как в этом случае будет Россия „разруливать“ эту ситуацию со „славянским“ тандемом дрейфующим от российских интересов – очень интересно, но мне кажется, что несколькими отставками, пусть даже и высокопоставленными персонами, не обойтись, да и стоить это будет в разы больше чем сейчас, собственно политолог и публицист Александр Черницкий тоже не так далеко „ушел“ от Андрея Суздальцева и в вопросе о единой валюте, которая приветствовалась Беларусью еще в 2000, даже неупомянул, что вопрос-то стоит не в валюте, как таковой, вопрос стоит на каких условиях – и условия таковы, что принятие их означает, что сам договор о Союзном Государстве становится лишним, что и является причиное „трений“ на пути единой валюты … впрочем аргументы приведенные в стататье, как и эксперты – неновы и на основной вопрос ответ так и недан … поэтому будет очень интересно узнать мнение других участников дискуссии по вопросу - когда Беларусь и Украина окончательно покинут зону внешне-политических интересов России и последствия ухода славянского „тандема“ для европейской политики …
Понятно, конечно главная помеха для свидомых, которых здесь представляет Посохин , это конечно всё российское. У власти в России с точки зрения Посохина несомненно предатели Украины, а у власти на Украине порядочные и вменяемые люди. Посохин все твои мысли о клятых маскалях давно известны. Зря стараешься.
Вот бы за тобой кто-нибудь так ухаживал, а, Геннадий...!
Любой шантаж строится из "...предлагают. Не хотите не соглашайтесь"...
Развитию интеграции России и других государств бывшего СССР мешают воровские "элиты". Основное препятствие, из всех имеющихся, представляет собой российская олигархия, главным действующим лицом которой является Путин.
Запад делает всё, чтобы сохранить предателей России у власти, разумеется, вполне понимая, что дремлющая антипатия к ним в СНГ - залог самопроизвольно растущих центробежных тенденций.