Кишинев объявил войну русскому языку

Над русским языком в Молдавии, над всеми русскими и русскоязычными гражданами страны нависла угроза. Входящая в правящий Альянс за евроинтеграцию (АЕИ) Либеральная партия внесла в парламент страны законопроект о новой языковой политике.
Документ предполагает лишить русский язык законодательно закрепленного статуса языка межнационального общения, запретить на нем учиться, разговаривать в общественных местах, использовать в официальном делопроизводстве. Если документ станет законом, то на русском языке будет позволительно общаться лишь на кухне, и это – отнюдь не преувеличение. Главный разработчик законопроекта, депутат-либерал Анна Гуцу так и заявляет: «На русском языке в Молдове не будут учиться даже за деньги... По-русски они (русские) могут говорить дома».
Одновременно законопроект наносит удар и по молдавскому языку, который по конституции является государственным. Его окончательно должен заменить румынский язык, который, как утверждают либералы, уже сейчас является де-факто языком межэтнического общения. Теперь же, дескать, пришла пора придать румынскому языку статус государственного, а о молдавском забыть, поскольку, мол, это один и тот же язык.
Авторы законопроекта отдают себе отчет в том, что реализация их проекта невозможна без пересмотра конституционных норм в отношении национальных меньшинств страны, но это их не останавливает.
Документ предполагает отменить зафиксированное в Уложении (Конституции) Гагаузской автономии гагаузско-русско-молдавское трехъязычие, оставив в автономии в качестве официальных языков только румынский и гагаузский, сообщает ИА REGNUM. А ведь отмена молдавским законом гагаузской конституционной нормы означает не что иное, как фактическую отмену самой Гагаузской автономии, определенной в молдавской конституции как «автономно-территориальное образование (...), которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова, решает вопросы политического, экономического и культурного характера».
Казалось бы, предложенный либералами законопроект входит в противоречие с коренными интересами стольких граждан страны – русских, русскоязычных, гагаузов, да и тех же молдаван, которые считают свой язык молдавским, а не румынским, – что к нему можно было бы отнестись как к некоей «последней судороге» теряющих электоральную поддержку либералов. Но, к сожалению, это не так. Ведь едва ли не все основные положения представленного ими законопроекта поддерживают – открыто или скрыто – все партии правящего Альянса, а они (во всяком случае, пока) обладают в парламенте большинством. И потому документ, столь нагло ущемляющий права и русских, и нацменьшинств, и даже большинства молдаван, вполне может обрести силу закона. В этом-то и заключается основная угроза.
Впрочем, столь наглое покушение «евроинтеграторов» на базовые права по крайней мере половины (если не подавляющего большинства) населения страны уже грозит самим инициаторам «новой языковой политики». Как заявил вчера председатель комиссии по правам человека и нацменьшинствам молдавского парламента Вадим Мишин, слова которого приводит «Независимая газета», если эти предложения станут законом, это «приведет к расколу общества и, не исключено, эскалации вооруженного конфликта».
Намерение либералов вызвало шквал возмущения в той же Гагаузии. Башкан (глава) этой автономии Михаил Формузал, продолжает издание, заявил, что общественность Гагаузии через своих представителей в молдавском парламенте будет добиваться судебного преследования авторов проекта и запрета Либеральной партии, разжигающей национальную рознь. Впрочем, Формузал надеется, что в парламенте найдутся здравомыслящие депутаты, которые не дадут принять этот документ.
«Авторы зарегистрированного Либеральной партией Молдавии в парламенте законопроекта «О лингвистической политике в Республике Молдова» даже понятия не имеют о том, что такое Гагаузия», – заявила сегодня в интервью ИА REGNUM лидер гагаузского молодежного движения «Илери» Нина Димогло. «Это могли предложить лишь люди, которые даже не знают, что такое Гагаузия, – пояснила она. – Ведь Гагаузия – единственный регион в Молдавии, где концентрированно живут 15 национальностей, и половина жителей не знают гагаузского языка, а государственным считают молдавский, но никак не румынский язык... Испокон веков Гагаузия была островком русского мира, где все делопроизводство, судопроизводство велось на русском языке, и никому это не мешало и не мешает... В Гагаузии никогда не возникало конфликтов на почве национальной розни. То же, что предлагают либералы, – это фантастика, так как на гагаузском языке говорят не более половины жителей Гагаузии, а на молдавском – в три раза меньше. Гагаузия к этому просто не готова».
Согласно Конституции Молдавии, напоминает ИА REGNUM, государственным языком в стране является «молдавский язык на основе латинской графики». В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы «Румынский язык» и «Румынская литература». Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия «румыны», «румынский народ» и «румынский язык», созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века.
31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял закон о статусе государственного языка МССР и закон о «возврате» молдавского языка к латинской графике; молдаване Приднестровья при этом сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова является «вторым румынским государством», молдаване – «румынами», молдавский язык – «румынским». При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей РМ, молдаванами – 75,8%, 78,4% молдаван указали в качестве родного языка молдавский, 18,8% – румынский.
При этом сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских (и украинских, кстати, тоже) «румынах» искусственна, поскольку, помимо того что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии – в Валахии и Молдавии – во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина – в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий румынами и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.
Согласно действующему законодательству Молдавии, на практике постоянно нарушаемому молдавскими властями, русский язык имеет статус языка межнационального общения и является, наряду с гагаузским и молдавским, одним из официальных языков Гагаузской автономии, для абсолютного большинства которой русский язык является родным. Согласно аналитическому отчету «Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности» (март 2009 года), осуществленному исследовательской группой «Циркон», русский язык в Молдавии считают родным от 20% до трети населения, предпочитают общаться на нем более 40%, свободно владеют – более 70%, могут объясниться – более 90%, а понимают – более 95%.
Обнародованные 1 марта 2011 года результаты социологического опроса, проведенного Институтом CBS-AXA, свидетельствуют о том, что около 62% жителей Молдавии свободно владеют русским языком в устной и письменной форме, еще 18% говорят по-русски свободно, но пишут с ошибками, 7% могут общаться с русскоговорящими, еще 5% понимают русский язык, но не могут говорить, и лишь 1% совершенно им не владеют. Согласно обнародованным 26 мая 2010 года данным наиболее авторитетного в Молдавии опроса «Барометр общественного мнения», более половины населения Бессарабии (54,1%) выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают лишь 38,8% опрошенных.
Что касается крупнейшей политической партии Молдавии – коммунистической, которая сейчас находится в оппозиции и депутаты которой наверняка будет голосовать против предложенного законопроекта, в их позиции тоже немало «темных пятен». Придя к власти в 2001 году с обещанием придать русскому языку статус второго государственного и вступить в Союзное государство России и Белоруссии, напоминает агентство, коммунисты в том же году отказалась от исполнения этих обещаний. Впоследствии они, напротив, проводили политику, направленную на сужение сфер использования русского языка.
Что касается обещания коммунистов разрешить конфликт с Приднестровьем, то в 2003 году их лидер Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами Меморандума Козака по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. После этого политика ПКРМ приобрела еще более ярко выраженные антироссийские черты, и на выборы 2005 года Воронин шел при поддержке Траяна Бэсеску, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили (президентов соответственно Румынии, Украины и Грузии), заключив при этом в парламенте политический союз с русофобской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки. В ходе второго президентского срока Воронина Молдавия резко интенсифицировала сотрудничество с НАТО, подписав в 2006 году Индивидуальный план действий Молдавия – НАТО и заявив устами тогдашнего спикера парламента от ПКРМ Мариана Лупу о намерении стать частью пространства НАТО, а устами министра иностранных дел и евроинтеграции Андрея Стратана – о необходимости вывода российских «оккупационных» войск из Приднестровья. На резкую антироссийскую риторику и политику коммунистического Кишинева Россия ответила запретом на поставки молдавских вин на российский рынок, что нанесло существенный урон экономике Молдавии.
Потеряв власть в 2009 году, Партия коммунистов опять вернулась к пророссийской риторике, снова заявив о планах интеграции на постсоветском пространстве, на этот раз в рамках Таможенного союза. В то же время на встрече с избирателями в Гагаузии накануне досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, Владимир Воронин однозначно высказался против повышения статуса русского языка в Молдавии до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может быть только один государственный язык – молдавский.
Комментарии читателей Оставить комментарий
В годы Великой Отечественной войны СССР не оккупировал Буковину,а освободил вместе с повстанческими отрядами этот край от фашистов и оккупационного румынского режима.
Ты своё понимание засунь в одно место, вот там-то, безусловно твоя родина,а молдавский народ сам разберётся, как ему жить и с кем общаться.
На бумаге оно именно так. Но в жизни... по данным американского Института Гэллапа, 83% жителей Украины предпочитают русский язык. Конечно, часть украинских граждан, думающих и разговаривающих дома на русском языке, под воздействием массированной государственной укропропаганды стала называть себя украинцами и выступать за запрет на использование их же русского языка в государственной и общественной сферах (как говорится, янычары всегда были и будут). Но порядка половины от всех украинских граждан выступают за придание на Украине русскому языку статуса второго государственного. А политики, раз за разом приходящие к власти под лозунгами повышения статуса русского языка, ещё ни разу не исполнили ни одного из своих обещаний касательно защиты прав русскоязычного большинства. Так что не граждане Украины, а небольшая горстка негодяев и предателей вопреки воле народа по указке из Вашингтона целенаправленно выдавливают из всех официальных сфер русский язык, язык большинства жителей страны под названием Украина. Американскому руководству всё это нужно с одной лишь целью: ослабить своего геополитического конкурента - Русский Мир. В Молдавии американцы действуют с той же целью и примерно теми же средствами, как и у нас на Украине.
видимо молдаване захотели второго Приднестровья))) не вопрос, получат.
грузинские школы в лондоне, или в Москве? Зачем латышские школы нужны в Риге, когда там всё население разговаривает на русском или в Киеве. Переучивать огромный народ на деревенский язык это же мука, все равно такой " национальный" язык превратиться в ассорти, где нет своих слов в области науки, искусства, политики, педагогики и всех видов промышленного производства. Когда огромна языковая пустота, её заполняют словами и понятиями великих языков. Ныне таким заполнителем является в основном английский, который создаёт массу новых слов и поэтому становится языком международного общения. Уже редко кто знает хоть пару слов немецких или французских, или китайских, или японских. Почему это происходит? Это происходит потому, что англосаксы своей продукцией и её названиями опережают все страны мира и людям приходится использовать их почти не провозгласимые слова. Язык выварачивается.