Спасать челябинскую промышленность придется федеральному центру

Эксперты отмечают, что промышленное производство на Урале переживает не лучшие времена. В Челябинской области в состоянии глубокого кризиса оказались сразу несколько базовых предприятий региона – Челябинский тракторный завод, «Танкомаш» и ОАО «Златоустовский металлургический завод» (ЗМЗ).
Журнал «Компания» посвятил этой теме отдельный материал под «говорящим» названием – «Кто спасет Златоуст?». По мнению аналитиков, никаких объективных причин к тому, чтобы уральская промышленность сегодня вдруг оказалась в глубоком кризисе, вроде бы и нет. Виной всему – неумелая политика губернатора региона Михаила Юревича. Вернее, даже не политика, а отсутствие таковой. Эксперты констатируют: вместо того чтобы оперативно решать проблемы региона, губернатор все больше заботится о поднятии собственного рейтинга, цифры которого при этом оказываются дутыми.
Подобное положение вещей в отдельно взятом регионе, кстати сказать, уже оказало негативное влияние на развитие металлургической промышленности в России в целом. 13 ноября акции ОАО «Мечел» рухнули на рекордные 47,2%. Одновременно с этим сильно подешевели и другие российские металлургические компании. При этом аналитики рынка не исключают, что подобное развитие событий во многом было спровоцировано ситуацией на ЗМЗ, который вот уже несколько месяцев переживает тяжелые времена, а в последние несколько дней и вовсе оказался на грани закрытия.
«Действительно, новости с производств, различные форс-мажоры могут влиять на стоимость акций, – констатирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Хороший пример здесь – динамика акций «Распадской», когда на этой шахте случилась аварии. Тогда акции очень сильно падали как раз на фоне форс-мажора на производстве, в результате которого была остановлена часть добывающих мощностей».
На ЗМЗ никаких производственных аварий, к счастью, не случилось. Правда, неумелая политика руководства региона в лице губернатора Михаила Юревича оказалась куда губительнее любой, даже самой серьезной аварии. «Челябинское региональное начальство до поры делало вид, что все во вверенной ему области тип-топ. Подумаешь, ЗМЗ вместе с работниками «летает» от одного вороватого олигарха к другому, превращаясь из прибыльного предприятия в убыточное... Разве ж это повод для беспокойства? А то, что градообразующее предприятие Златки разваливается на глазах, – так это проблемы погрязших в долгах жуликоватых собственников», – грустно иронизирует в своей авторской колонке в «Новой газете» экономист Никита Кричевский.
Златоустовский металлургический комбинат является «горячей точкой» на карте Южного Урала уже не первый год. Еще в 2009 году предприятие несколько месяцев находилось в вынужденном простое из-за долговых обязательств его тогдашнего собственника – группы компаний «Эстар». Летом 2009 года правительство Челябинской области и группа «Мечел» (которой и задолжал «Эстар») договорились о стратегическом партнерстве. Но такового не вышло: в 2011 году ЗМЗ оказался заложен по кредиту «Мечела».
К решению проблемы ЗМЗ подключился полпред президента в УрФО Игорь Холманских. При этом губернатор Михаил Юревич развел руками и заявил, что передача ЗМЗ «Мечелу» была ошибочным решением. Между тем ситуация на самом предприятии продолжала ухудшаться. «Разумеется, г-н Юревич демонстративно включился в решение проблем завода, но быстро выяснилось, что в одиночку губернатор, в сущности, ничего не может и проблемы ЗМЗ должны решать «вышестоящие товарищи» – полпред президента Игорь Холманских и сам президент Владимир Путин», – отмечают журналисты «Компании».
Не исключено, что в роли спасителя ЗМЗ выступит Уралвагонзавод, вернее, менеджмент ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», на котором Уралвагонзавод совместно с «Ростехнологиями» с 2011 года реализует план по финансовому оздоровлению. Однако найти сегодня новых собственников для ЗМЗ не так-то просто. По информации «Компании», суммарная кредиторская задолженности предприятия перед «Сбербанком» и «Росбанком» составляет 12 миллиардов рублей, а общие долги достигают 30 миллиардов.
В этой ситуации губернатор Михаил Юревич, казалось, должен был бы попросту переехать в Златоуст и не покидать город до тех пор, пока проблемы ключевого предприятия не будут сняты. Однако сам губернатор решил иначе. «30 октября, когда до остановки ЗМЗ оставалось меньше двух дней, Юревич вместе с руководителем (!) антикризисного штаба ЗМЗ, вице-премьером областного правительства Феклиным улетают в тихую скандинавскую сказку (в Швецию. – Прим. ред.) с намерением пафосно открыть конференцию «Перспективы локализации производства автокомпонентов для грузовой и коммерческой техники в России». У них люди голодовку держат и ночами дежурят, чтобы оборудование не уперли, а они инвестиционный потенциал челябинской индустрии презентуют!» – возмущается Никита Кричевский.
Дальше – больше. Аккурат после окончания конференции губернатор Юревич решает задержаться в Швеции… в отпуске! Пиар-служба губернатора презентует это странное решение по-своему: дескать, глава региона остался в Швеции для поисков инвесторов.
«Впрочем, свои пиар-очки Михаил Юревич получил, – резюмирует «Компания». – По итогам октябрьского медиарейтинга глав субъектов РФ, выпускаемого инормационно-аналитической системой «Медиалогия», губернатор Челябинской области Юревич занял седьмое место, причем, как утверждают представители «Медиалогии», взлет в рейтинге обеспечил Михаилу Юревичу оперативный отклик на ситуацию со Златоустовским металлургическим заводом и острый комментарий в адрес исполнителей стриптиз-шоу с российским флагом».
Что до реальных проблем в области, то губернатору ими, похоже, заниматься просто некогда. Да и зачем, когда можно переложить решение всех острых вопросов на федеральные власти? Если ситуация разрешится благополучно, то уж Юревич не упустит возможности покрасоваться перед СМИ. Если же нет, то губернатор региона оказывается вроде как и ни при чем.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Конечно, сейчас у нас во многих промышленных сферах идет жуткий застой, и не только на Урале. Но все потому, что госфинансирование просто “пилят”. Есть ведь у нас направления и очень перспективные, даже конкурентоспособные! Например, в станкостроении дела хорошо обстоят, то же Липецкое Станкостроительное предприятие чего стоит. Производит первоклассные, современные станки и экспортирует их. Вот на такие примеры надо ровняться!
Что ,простите, теребит?
а такая же саранча,ранее в Москву залетевшая.Настоящих москвичей сейчас не найти уже.
Зато идиотическую кампанию по подъёму т.н. чебаркульского метеорита профинансировали с лихвой. А ещё памятник (!) метеориту решили ставить. При том, что в области оклад в бюджетной сфере, в частности в культуре, составляет 4600. Юревич практически всё имущество и бизнес переписал на родственников и область использует, как инструмент наживы.Обслуживание вертолёта губернатора обходится в 50 млн $.На свалку такого губернатора!
Ребята, я хоть и не с Урала, но очень переживаю за этот регион. Единственный промышленный регион России. Да его лелеять и холить надо. Без его заводов, нам крышка. А мы на откуп, кому попало.Пока есть время, надо спасать российскую промышленность.