]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Перекроить Конституцию? Как решить проблему транзита

16:37 9.04.2019

Вячеслав Володин и Дмитрий Медведев публично поспорили относительно надобности менять Конституцию страны

Речь шла о контроле Думы за кабинетом министров, а также ее участия в формировании правительства. Что за этим стоит?

Дмитрий Медведев и представители Госдумы.Фото с сайта government.ru

Вячеслав Володин выступил с предложениями, означающими усиление полномочий парламента в части контроля за правительством. «Мы видим, что выросла ответственность правительства и власти в целом, стал более эффективным парламентский контроль за принимаемыми решениями. В развитие этих подходов целесообразно дополнительно детализировать нормы отчета правительства перед парламентом по вопросам, поставленным Государственной думой, в том числе в части оценки деятельности отдельных министерств», – заявил спикер.

Также он высказался за более активное участие думских фракций в процедуре формирования кабинета министров:

«При внесении предложений председателем правительства по кандидатурам будущих членов правительства для назначения президентом РФ отсутствуют процедуры их обсуждения и консультаций», — посетовал Володин.

Вячеслав Володин уже не в первый раз поднимает вопрос о необходимости внести поправки в Конституцию. Ранее он говорил о том, что в ней отсутствует должный баланс ветвей власти. И надо, мол, расширить полномочия Госдумы и исправить ныне существующий перекос в пользу исполнительной ветви власти.

Очевидно, что эти и другие предложения что-то поправить и улучшить в Конституции многими воспринимаются вполне определенно – как подготовка к тому политическому транзиту, который связан с «проблемой 2024 года», когда истекает последний конституционный срок правления Владимира Путина.

Соответственно, у многих возникают вопросы: что дальше, какова будет новая «пост-президентская роль» Путина, будет ли она вообще, какова будет конфигурация самой российской власти? В постановке таких вопросов нет ничего ни крамольного, ни зазорного, как во всяком долгосрочном политическом планировании.

Тем более, что мало кто верит, что по истечении президентского срока Владимир Путин, которому в 2024 году исполнится лишь 72 года (ровно столько сейчас президенту США, который еще соберется на второй срок) закроет за собой дверь рабочего кабинета и полностью уйдет из российской политики.

Поэтому вопрос о том, «что и кто будет после Путина», пока вообще не стоит.

Именно поэтому многие недавно «прикидывали» казахстанский вариант на Россию после того, как Нурсултан Назарбаев объявил об отставке с поста президента. Другие строят всякие планы-предположения в связи с углублением российско-белорусской интеграции в рамках Союзного государства – и некоей возможной конституционной реформой в России в этой связи. Сценарий, который не кажется совсем уж фантастическим, — Путин может возглавить Союзное государство России и Белоруссии в том или ином его виде.

Правда, он, вероятно, корректировки российской Конституции не потребует. Третьи рассуждают о возможном переходе к парламентской республике. К каковой форме правления недавно перешла Армения и каковая, по сути, частично существует на Украине (хотя, возможно, Украина тут не самый удачный пример).

Премьер Дмитрий Медведев довольно быстро и весьма откровенно ответил Володину. Он призвал не трогать ключевых положений Конституции, к которым относится и форма правления в виде президентской республики.

Премьер заявил, что «Конституция – инструмент, который рассчитан на длительную перспективу в условиях стабильно развивающейся страны… Никакая донастройка политической системы не должна и не может затрагивать фундаментальных положений о правах и свободах граждан и положений о форме государственного правления в нашей стране». Хотя, строго говоря, Володин специально оговаривался, что на форму правления покушаться он не собирался.

В высказанных предложениях о взаимоотношениях Думы и правительства спикер был весьма обтекаем и не очень конкретен. Скорее всего, умышленно неконкретен. Иначе это могло быть воспринято не столько как предложение правительству «подвинуться», сколько президенту с его огромными полномочиями.

Если речь идет всего лишь о неких «консультациях» при формировании кабинета министров, то для этого вовсе не надо вносить поправки в Конституцию. Поскольку такой формат носит, во-первых, необязательный характер, во-вторых, уже сегодня никто не запрещает обсуждать такие вопросы сколь угодно и где угодно. Хоть в Думе.

Непонятна и роль оппозиционных фракций. Надо ли к ним вообще прислушиваться, а если надо, то как формализовать эту процедуру? Им что, квоты выделять в правительстве? А сколь весомо должно быть мнение фракции большинства?

Ведь Володин не предлагает сделать так, чтобы она или вообще парламент в целом «заворачивали» неугодные кандидатуры, речь об утверждении номинантов на министерские посты парламентом ведь не идет. Но тогда какой смысле в «просто консультациях»? Полноценный парламент – это контроль за исполнительной властью, а не совещательность. Совещательный орган – это скорее боярская дума.

Ровно так же размыто и другое предложение — насчет надобности детализации положения по поводу ежегодного отчета правительства перед нижней палатой. Какая именно детализация имеется в виду? Сейчас в статье 103 Конституции лишь сказано, что кабинет министров должен представлять подобные отчеты каждый год.

Однако вслед за этим не предусмотрено никаких действий со стороны парламента, кроме как «пообсуждать» такой отчет с разной степенью критичности, да и разойтись на этом.

Дума действительно в последнее время стала более требовательно подходить к отчетам отдельных министров. Недавно главе Минэкономразвития Максиму Орешкину вообще устроили публичную выволочку и, по сути, выгнали с трибуны, отправив подготовиться получше. Однако это всего лишь политическая стилистика, за которой стоят, возможно, не столько принципиальные споры по конституционному праву, сколько закулисные политические интриги и соперничество разных властных группировок.

Как и весь спор Володина и Медведева относительно формулировок может лишь оказаться завесой – за стартом борьбы за сценарии «транзита».

Речь может идти и о политическом будущем самого Дмитрия Медведева, которому могут посылать сигналы в разной форме, которые так или иначе некоторые тоже увяжут с «проблемой 2024 года». К тому же для части правящего класса есть объективная необходимость более четко отделить правительство от президента на фоне принятия ряда непопулярных мер (типа пенсионной реформы) и возможных грядущих еще более непопулярных (усиление фискального пресса, например).

Не стоит забывать и о политических амбициях нынешнего председателя Думы, который сумел превратить нижнюю палату парламента в гораздо более слаженно и дисциплинированно работающий механизм, чем это было раньше. В этом плане нынешняя Дума порой напоминает министерство по изготовлению законов, нежели просто «место для дискуссий».

Так или иначе, но усиление роли парламента в российской политической жизни – и в политической системе – это объективно назревшая необходимость.

И лучше, если такое усиление будет: а) постепенным, а не «взрывным» (скажем, на фоне какого-нибудь острого кризиса, грозящего потерей управляемости страны в целом), б) контролируемым и прогнозируемым.

К примеру, парламент уже сегодня хотел бы, по понятными причинам, играть более внятную роль при осуществлении запланированных национальных проектов, которые по-разному отразятся на жизни представляемых депутатами разных регионов. Для самого Медведева, как ответственного исполнителя, выполнение нацпроектов явно окажется лакмусовой бумажкой, которая показывает его способность к лидерству и необходимому экономике рывку.

Правда, реализацию нацпроектов теперь более пристально контролирует Госсовет – во избежание отклонений, перегибов и красивой отчетности.

А председатель Думы в прошлом месяце уже на практике дал понять, что парламент не хочет оставаться в стороне. Сначала депутаты приняли постановление об обращении к Дмитрию Медведеву по вопросу исполнения нацпроектов и предоставлению трансфертов регионам. Затем правительство обещало такой план представить.

То есть уже «завязался заинтересованный диалог», который обещает быть весьма подробным и будет означать, по сути, форму контроля со стороны Думы за осуществлением нацпроектов. Что может сулить правительству уже вполне конкретные хлопоты. И, возможно, неприятности.

Это не связано непосредственно с Конституцией — зато точно связано с «проблемой 2024 года» и политическим транзитом. Который может обрести как форму весьма масштабных политических реформ и перестроений, а может ограничиться «тонкой настройкой». На самом верху, судя по всему, пока нет никакого готового решения. А значит, дискуссии — и «вбросы» — будут продолжены.

Темы: Законотворческая деятельность в России, Государственная Дума РФ, Конституционный суд России, Правительство России, Дмитрий Медведев
Источник: Газета.RU
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.04.2019, 03:09
    Гость: Mr Bean

    Как-то на заре создания Российской Федерации, по-видимому, Дэн Сяопин сказал, что России для восстановления своего могущества потребуется около ста лет. Прошло только 30 лет. Все движется и развивается. Не надо торопить события. Всему свое время. На мой взгляд английская поговорка более точна "All in good time". Конечно многим хочется все сразу и сейчас. Но так не бывает. Конечно наступит то время, когда Россия станет сильной, социальной, справедливой и вообще самой-самой. "Только вот в пору эту прекрасную уж не жить ни мне, ни тебе". Мне точно, я уже сильно за 70. А жаль.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 11.04.2019, 20:57
    Гость: ВВВ

    Сегодня конституцию для нас поменяют, завтра для себя - страну!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.04.2019, 07:15
    Гость: Доктор наук

    \ Вывод : Власть не способна принимать эффективные решения.
    Странный вывод после 20 лет стабильного вставания с колен!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 11.04.2019, 07:15
    Гость: Доктор наук

    \ Неужели спикер думы Володин не в курсе
    Мать спикера Госдумы Вячеслава Володина 82-летняя Лидия Барабанова владеет квартирой площадью 400 квадратных метров, утверждает в новом расследовании Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный.
    По оценке ФБК, стоимость квартиры, расположенной в жилом комплексе «Белый Лебедь» на Воробьевых горах в Москве, составляет 230 миллионов рублей.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 10.04.2019, 23:20
    Гость: Не стреляйте в пианиста...

    Володина тоже нужно понять, (и простить).
    Должен же он хоть что-то, в конце концов, делать.
    А с другой стороны - а с чего это глава исполнительной власти засуетился как блоха на гребешке? Не он Думу собирает - а вот как она его в отместку недоверием по башке шандарахнет.
    Но увы - кукольный театр.
    "Циркачи и акробаты,
    И злодей, чей вид внушает страх,
    Волк и заяц, тигры в клетке -
    Все они марионетки
    В ловких и натруженных руках.

    Кукол дергают за нитки
    На лице у них улыбки,
    И играет клоун на трубе.
    И в процессе представленья
    Создается впечатленье,
    Что куклы пляшут сами по себе." ©
    Но "народу нравится".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (54)
]]>
]]>
Выбор читателей
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
© KM.RU
Ситуация критическая. Через неделю платежи за газ и ЖКХ для многих будут неподъемны
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Останемся без штанов: будет ли в России новый локдаун?
Лера Кудрявцева: «Звезды – только на небе!»
«Ундервуд» сыграл песню из подслушанного разговора между господином и его дамой
НРАВ «Желтые стены» (интернет-сингл)
Вячеслав Бутусов, 28 января, «ГлавКлуб»
Декабрь 1916 года: агония старого мира
Барби-истерия и манипуляция эмоциями от Греты Гервиг
«Мы должны признать, что наша малодетность – от трусости. Мы боимся, что дети помешают нам наслаждаться образом жизни "среднего класса"»
«Мировые деньги: они уже существуют и готовятся к выходу на большую политическую сцену»
Питание для роста мышц
Dragonland «The Power Of The Nightstar»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.