Пасха в четырех стенах – насколько это оправданно?
Фото с сайта Pixabay.com
Страстная неделя всегда связана для православных с разного рода искушениями. Испытания различной тяжести нужны для того, чтобы уподобиться распятому Христу и достойно встретить его Воскресение, а преодолеваться эти тяготы должны в ходе усиленного посещения предпасхальных церковных служб.
Однако крест, выпавший на долю верующих в этом году, кажется многим из них совсем уж непосильным: из-за коронавируса службы Страстной седмицы проходят за закрытыми дверями храмов, а верующим надлежит довольствоваться интернет-трансляциями.
Эти ограничения назревали постепенно – в течение всего Великого Поста. В условиях запрета на массовые мероприятия святейший Патриарх Кирилл не раз заявлял, что храмы будут оставаться открытыми, потому что служение священников сравнимо с миссией врачей, а без духовного утешения не должен оставаться никто. В то же время, запрет на выход из дома пожилых людей автоматически сократил число прихожан на службах.
Двадцать девятого марта Патриарх обратился к пастве с беспрецедентным призывом сидеть дома и предельно ограничить посещения храмов, сравнив вынужденную «самоизоляцию» с подвигом особо поминаемой в пост Марии Египетской, проведшей 40 лет в пустыне.
«Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись, - сказал предстоятель РПЦ. - Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню».
Параллель впечатляла, но ведь житие Марии Египетской применительно к ситуации с коронавирусом можно было трактовать двояко. Да, в течение десятилетий она была лишена возможности причащаться, однако в конце жизни всё-таки нашла способ приобщиться Святых Христовых Тайн. Многие верующие возроптали: Причастие – краеугольный камень христианства и призывать от него отказаться не вправе даже Патриарх или президент.
Словно отвечая на такие возмущения, 3 апреля Патриарх Кирилл распространил новое обращение, где подчеркнул особую значимость Причастия: «В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей».
Дилемму, как причащаться перед экраном монитора, верующие решали для себя по-разному. Некоторые упорно продолжали ходить в храмы и участвовать в церковных Таинствах. Батюшки не призывали к этому, но и никого не отговаривали. Все меры предосторожности соблюдались: лжица для Причастия дезинфицировалась после каждого приобщившегося, верующих снабжали салфетками и одноразовыми стаканчиками для «теплоты» - запивки после причастия. О перспективе посещения пасхальных служб батюшки высказывались уклончиво: «Если священноначалие решит – посмотрим ночную литургию по телевизору. Но, надеемся, прорвемся в храм, и сильно нам это не запретят».
Однако ж – запретили! Тучи начали сгущаться еще в Лазареву субботу 11 апреля. Многие кладбищенские храмы оказались с утра оцеплены охранниками. В других приходах батюшки служили в медицинских масках, а на полах были расклеены ограничительные объявления, помогающие соблюдать необходимую дистанцию в 1,5 метра.
Количество молящихся в столичных храмах, как правило, не превышало установленного лимита. Тем не менее, 11 апреля на сайте Патриархии появились инструкции по освещению верб в домашних условиях. А после литургии Вербного Воскресения священники поставили своих прихожан в известность, что в Страстную седмицу и Пасху богослужения будут проходить за закрытыми дверями, информация же о порядке освящения пасхальных снедей будет размещена дополнительно.
Такие предписания клиру Москвы и Подмосковья содержались в циркуляре митрополита Воскресенского Дионисия. «В общении с прихожанами и в публикациях на приходских информационных ресурсах призывать всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», а также видеотрансляциям приходских и монастырских богослужений, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений, - говорится в этом документе. - Упомянутые последования рекомендую также размещать на приходских информационных ресурсах».
В утешительных словах прихожанам батюшки подчеркивали, что в нынешней ситуации каждый может стать разносчиком заразы, а если таковым станет православный человек – это недопустимо вдвойне. «И все-таки решение РПЦ далось сложно. Но это вынужденное решение, – признался газете ВЗГЛЯД настоятель храма Всемилостивого Спаса, протоиерей Александр Ильяшенко. – Каждый верующий понимает, что Церковь пытается найти выход из этого положения. Но мы должны выполнять требования государства в области защиты людей от вируса».
Сейчас воцерковленные люди чувствуют себя так, будто у них выбили из-под ног табуретку, предварительно затянув петлю на шее. Однако это уникальная возможность заглянуть внутрь себя и обрести истинную веру, смирение и терпение.
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко считает, что верующие должны проявить сознательность и понимать: сейчас наступили тяжелые дни: «Потому свои эмоции, связанные с переживанием Страстной седмицы и Пасхи, необходимо умерить и воспринимать как дополнительное испытание духа и веры. Как бы мирянам не было тяжело – такие меры оправданы».
В нынешней непростой ситуации главное, чтобы не сбылись зловещие пророчества из старой песни «Агаты Кристи» «Эпидемия»:
Скована страхом жизнь невозможно
Пролита кровь детей невинных
Церковь пуста, веры нет в силу Божью
И меркнет злато икон старинных.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вот вы, батенька, например про Бога на осле в Иерусалиме где-нибудь сами вычитали или же вам "Рабинович напевал"
Прошу пардону у всех Рабиновичей, мнимых и настоящих.
А про печаль вам в Экклезиаст.
Впрочем не нужно. Вам это может навредить.
Да я как-то и без Навального знал, что ворья везде хватает. Даже в "Кировлесе". Наверху, возможностей, конечно побольше. Потому Навальный туда и рвется.
Не надо мне рассказывать про его борьбу с коррупцией. В результате этой его "борьбы" ни копейки денег в бюджет не вернулось и ни одного вора не посадили. Вокруг меня много людей, которые без шума и пыли реально делают намного больше для борьбы с ворами, чем твой Навальный. При этом школяров в своих целях втёмную не используют и во власть не рвутся.
По мне никакой разницы нет между Навальным и Богом Кузей. Одного поля ягоды. Правда, Кузя в политику не лезет.
Два.
Но после того,как он встретил Вексельберга,осталось одно.
"Если кто мертвый",это надолго,а если кто дурак,это навечно.
Мсье Коган хотел написать "во многой мудрости много печали".
Вам эта печаль не грозит,так что не нервничайте
Так.