Сергей Черняховский. Время Дарьи

Вряд ли наступающее время будет «Временем Дугина», если иметь в виду «Время Цивилизаций Суши», «Время Четвертой политической теории» (их и так четыре, если говорить о мировых политических идеологиях: либерализм, коммунизм, консерватизм и национализм) или «Время Евразийства» - при всем экзотическом изяществе последнего конструкта.
При этом, конечно, приходит время «Больших Осмыслений» и «Больших Смыслов», «Время Большого Выбора» и «Больших Самоопределений». Точнее, запрос на все названное возник раньше, но не был удовлетворен. Художественно-философские конструкции Александра Дугина – это как раз результат такой неудовлетворенности и попытки дать ответ на нарастающий вал вопросов.
Запрос на «Большие Смыслы» и на «Большой Выбор», то есть запрос на «Выбор Смыслов» - это, метафорически, и есть Дарья Дугина и ее выбор.
И в этом смысле можно говорить не о «Времени Дугина», а о «Времени Дарьи», потому что здесь важен поколенческий выбор.
Убийство Дарьи стало символическим ударом, направленным против ее выбора и ее права на Большой Выбор Смыслов.
Напрасно те, кто говорит о ней, подчеркивают именно ее приверженность православию и русскости: важнее другое – ее искренность, светившаяся в ее глазах, энергетика, чувствовавшаяся в ее мимике и пластике.
И какой-то добрый и теплый свет, не только наполнявший ее, но уже и исходивший от нее и горевший в ее глазах. Как будто сама становилась Солнцем.
У Сергея Лукьяненко есть книга, написанная давно, еще в начале 90-х гг., «Мальчик и Тьма», там описан мир, жители которого продали торговцам другого мира свой свет – обменяли на вал предметов комфортного быта и получили Большой Комфорт и жизнь в темноте.
Замки Тьмы, в подвалы которых крылатые служители тьмы свозят похищаемый ими свет и похищаемых ими детей, из которых они создают крылатую гвардию тьмы.
В этот мир приходит Солнечный Зайчик, который начинает светить людям и увлекать их надеждой и стремлением вернуть в мир Свет. И когда восставшие врываются в Замки Тьмы, в подвалы, заполненные проданным Светом, проникает Солнечный Зайчик, сливаясь с этим светом и становясь новым Солнцем, встающим над освобожденным от Тьмы Миром.
Дарья хотела быть Воином Добра и Света – и была подобна этому Солнечному Зайчику, который в итоге становится Солнцем.
И ее заслуга не в том, что она была за православие и за русских – дело в том, что она была за Добро и Свет.
Она символична, как символ поколенческого выбора в эпохе битв, новый вал которых заполняет мир. Потому что та оборонительная борьба, которую страна вела за Свет против Тьмы последние треть века, была, к сожалению, лишь оборонительной борьбой с редкими и не очень решительными контратаками. Но оборона – это смерть того, что обороняется, для Победы нужно наступление.
Та борьба, которая велась, велась, в основе своей, другими поколениями – теми, кто так или иначе, но проиграл схватку за страну на рубеже 80-90-хх. И даже ведя борьбу, вел ее с чувством обреченности и экзистенциальным желанием хотя бы проиграть с очищенной совестью перед взглядом того другого, кто смотрит на нас из глубины нашего подсознания.
Должно было прийти время тех, кто будет вести эту борьбу для того, чтобы победить. И поэтому ее постарались убить: чтобы запугать всех тех из ее поколения, кто захочет пойти ее путем, кто захочет бороться не ради процесса, а ради Победы и результата. Но и победить могут только те, кто готов умереть за Победу.
Дарья сделала свой выбор – и выбрала свои смыслы. И отдала за них жизнь, потому что ее целью была Победа. И не надо говорить, что она погибла не в бою на поле боя и она не ровня героям, погибающим сегодня за освобождение Украины от нацизма: она погибла, по большому счету, как и Зоя Космодемьянская, ведя свой бой, сделав свой Выбор и приняв свои Смыслы и отстаивая в своих статьях, выступлениях и своей работе то, во что верила и говоря то, что думала, называя фашистов фашистами, врагов – врагами, подонков – подонками и убийц – убийцами.
И это – ее Время.
И еще. Художественные конструкции Александра Дугина – это его художественные конструкции. Вызывающие разные эстетические реакции. Но Дарья, сделав свой выбор, пошла по его пути. И уже это – ситуация, когда Дочь принимает путь Отца – не может не вызывать уважения. И когда она на этом пути отдает свою жизнь за свои взгляды и свои смыслы, не может не вызывать почитания и преклонения.
Тем более, когда недавняя история показывала совсем иное: почему треть века назад погибла страна – потому что многие предали Путь своих отцов и все то, за что их деды и отцы умирали и в 1917-20, и в 1941-45.
Дарья как бы своим выбором и своей смертью за всех искупала вину предательства предыдущего поколения.
Наверное, на избранном ею пути она ушла бы и дальше отца, но именно это и важно и честно: можно уйти дальше отцов – важно не свернуть с их пути и не предать их мечты.
Когда-то Ленин говорил: «Каждое поколение своим путем приходит к социализму». Речь в данном случае не о социализме (хотя, кстати, не о капитализме же в душе мечтала Дарья) - речь о том, чтобы остаться верным пути и мечте отцов, выбрать самому, как им служить – но служить именно им. И победить.
И еще о Ленине. Когда-то, в начале 1917 года, выступая перед молодыми социалистами в Швейцарии, он сказал: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь … будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей … революции».
Из этого его критики часто делают вывод о том, что он не ждал и не предвидел приближающееся свержение царизма и революцию в России. Но только отсылая к этим строкам, стараются не упоминать им предшествовавшие: «Европа чревата революцией». И вот именно к последним он добавляет: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции». И одно, и другое было правдой – было близко до революции, но до решающих битв – еще очень далеко.
Речь шла о революции как переустройстве всего мира. Если хотите – решающей битве Добра и Зла, Света и Тьмы - и эта битва идет уже столетие, и решающее сражение все ближе. И речь не только об Украине, над которой не первый год нависла тьма фашизма – речь о современной цивилизации, бросившейся на защиту этой тьмы
И в этой битве Дарья Дугина сделала свой Выбор. И отдала за него свою Жизнь.
Это – ее время: «Время Дарьи». Время выбора между Добром и Светом, Миром Больших Проектов переустройства Мира, выбором в пользу Цивилизации Познания и Созидания – и Злом и Темнотой Цивилизации детерминированного прозябания, Цивилизации подчинения трансцендентности внешней предопределенности и животно-комфортного Потребления.
Как в сказаниях, выбор трех дорог: либо вперед и выше - к созиданию и преобразованию мира, либо в сторону - к мечте о сытой комфортности, либо куда-то назад, в Средние века - к признанию верховной власти трансцендентности. Потому что недавно и страна погибла от того, что полвека назад на место приоритета Больших Проектов выбрала приоритеты спонтанного развития и сытного комфорта.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Путин и весь его сброд это трагедия России. Даст бог, страна очистится от этой мерзкой нечисти.
К моменту свой физической смерти Дарья давно уже была мертва - и политически, и нравственно.
Лучше бы вообще не появлялась
Нежизнеспособна оказалась Дарья в условиях воровской системы, запоздало появилась на свет.
Oтомстим! У нас есть чудовищное оружие мести. И ещё у нас есть танк Армата.