Культурная стратегия нового типа? Самарская область привлекла школьников к защите Ильи Репина

С 1 апреля по 15 мая 2025 года учащиеся, студенты и педагоги из 22 районов региона создают цифровые музейные экспозиции, посвящённые Илье Репину и его связи с Поволжьем.
Ответ на культурную провокацию Запада
Поводом послужило представление Репина как украинского живописца на выставке в музее «Атенеум» в финском Хельсинки. Он и получил общественную реакцию самарцев – именно в Самарской области, на берегу Волги, Илья Репин в 1870 году работал над картиной «Бурлаки на Волге» – одним из самых узнаваемых и значимых произведений в истории русской живописи.
Цифра как мост между поколениями
Проект объединил цифровые технологии, краеведение, семейную и школьную инициативу, продемонстрировав, как воспитание патриотизма может происходить не через лозунги, а через участие и осознанность.
В конкурсе участвуют 214 человек. Команды делают 112 выставок на разные темы, созвучные поколению зумеров. Самые популярные направления – фэнтезийная история «попаданца в прошлое», рассказ от имени старинного предмета. Названия непривычные: «Пойдём со мной в старую Самару: экскурсия в 1872 год», «Записки мольберта: что видел Репин, когда писал бурлаков?», «Я был мальчишкой, когда Репин приехал в Самару», «Я – кисть Репина: как создавалась картина?», «Репин в Самаре сегодня: кого бы он нарисовал?», «Почему Репин – русский художник?», «Как читать картины Репина?», «Я был учеником Репина: как он учил нас видеть мир» и даже «Я – дуб, под которым отдыхал Репин».
Для подростков это способ говорить о прошлом на языке настоящего – с опорой на местную историю, семейную память, новые технологии. Они исследуют исторические маршруты Репина, собирают материалы из архивов, документируют волжские пейзажи, создают собственные цифровые маршруты по местам, связанным с жизнью и творчеством художника. Каждый проект раскрывает местный взгляд на общее национальное наследие.
Репин – общее достояние России
Поддержанный властями области, проект вышел за рамки соревновательного: он превратился в культурно-образовательную платформу, на которой идёт живой диалог с участием федеральных экспертов. 9 апреля 2025 года министерство образования провело областную онлайн-конференцию наставников и педагогов. Цифровизация, по их мнению, становится универсальным методическим инструментом возвращения к корням, современным подходом к патриотическому воспитанию.
24 апреля 2025 года по инициативе департамента информационной политики администрации губернатора Самарской области на самарском телевидении состоялся круглый стол с участием ведущего научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств, Российской академии художеств академика А.К. Якимовича, научного, педагогического, родительского и краеведческого сообщества. Эксперты подчеркнули, что виртуальные форматы – это язык, на котором с подростками можно говорить об истории, искусстве.
Новая культурная политика?
Символично, что столь масштабный проект проходит именно в Самарской области – регионе, где с лета 2024 года активно формируется новая повестка развития. Поддержав идею, губернатор В.А. Федорищев обозначил приоритет не только в технологическом и промышленном суверенитете, но и в новой модели культурной политики, направленной на поддержку инициатив, основанных на истории края, неотъемлемой части российского культурного кода.
Финал конкурса пройдёт в конце мая 2025 года. Победители получат призы, лучшие выставки будут представлены в музеях.
Перспективы масштабирования
«РЕПИН НАШ!» может стать примером для всей России – как один из первых проектов новой модели культурного управления, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры прошлого и передающей эстафету технологиями будущего.
По результатам «Методические рекомендации и модель реализации образовательного проекта "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ НАШ!" для общеобразовательных учреждений региона» будут направлены в Министерство просвещения Российской Федерации.
Уже сейчас ясно: область делает стратегический выбор в пользу суверенной культуры. Возможно, Самара станет первым регионом, апробирующем модель российской культурной политики будущего: не рыночной, а общественной, не оторванной от людей, а вырастающей из их идентичности.
Комментарии читателей Оставить комментарий
образом Крылова стоит рыжая корова(Ейбогус) с бородавкой на носу,жрет чужую колбасу.Господь Бог создал картину с таким внуренним содержанием,что ни один художник на Земле не может раскрыть внутреннее содержание этой картины.А это и есть спасение землян,которое дает Господь Бог людям.(Русский шедевр.Затон.Новосибирск)
Я далёк от понимания живописи, оцениваю, нравится не нравится. В споры не вступаю, но есть порыв на возрождение русской культуры! Надо ценить и поддерживать!
В том году был в Самаре,эмоции положительные, люди душевные. Успехов Самара!
До гения Репину все ж далеко.
Но хорош для академического реализма.,студенчества."как надо рисовать похоже".
с этого начинают.
Гением был поляк Врубель. Массы,как всегда,слепы. До сих пор. Ну,это такая доля масс.
Вот вам 2 цитаты.
Репин-Врубелю. Телеграмма."Репин коленопреклоненный рукоплещет
Врубелю! Видел
Вашу "Царевну-лебедь".
...
И,как то было в разговоре тет-а-тет между Р.и Вр.
Врубель,изумленно:"Илья Ефимович,да
Вы же рисовать- то не умеете!".
Ой, конешно русским может стать каждый, как и быть русофобом, даже и еврей , и с окраины.
не нуждаются в защите от обезьян.