]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Еще не взлетел, а уже ЧП: почему наши лайнеры все чаще бьются в аэропортах по одному и тому же сценарию

10:42 9.12.2025
, Андрей Захарченко
Наземные службы аэропорта © KM.RU, Роман Погодаев
© KM.RU, Роман Погодаев

Андрей Литвинов: Уровень квалификации авиационного технического персонала оставляет желать лучшего. Компании экономят на фондах заработной платы, устанавливая предельно минимальные их уровни

В России который год подряд наблюдается тенденция к увеличению случаев различных повреждений гражданских воздушных судов в процессе наземного обслуживания.

Как следует, в частности, из отчетов представителей группы «АльфаСтрахование», лишь за десять месяцев текущего года было зафиксировано 7 страховых случаев, связанных с повреждениями воздушных судов во время их технического обслуживания.

Для сравнения — за весь 2024 год страховщики зарегистрировали лишь 6 подобных происшествий. Так, в столичном аэропорту «Шереметьево» Airbus A-320 с номером RA-73733 авиакомпании «Аэрофлот» столкнулся с брошенным на перроне самоходным трапом.

В питерском «Пулкове» бизнес-джет Bombardier Global Express XRS перевозчика «Лукойл-Авиа» столкнулся с самолетом Sukhoi Superjet 100 (номер RA-89177) авиакомпании «Россия» из-за проблем со связью у водителя буксировочного тягача. В Казани Boeing 737 (RA-73112) «Аэрофлота» повредил левый борт фюзеляжа при наезде на неисправный тягач, водитель которого не предупредил руководство о возникшей неисправности.

В Иркутске из-за превышения скорости на обледенелом перроне на Airbus А-320 (RA-73422) налетел тягач, помяв лайнеру двигатель и сломав стойку шасси. Аналогичным образом в Магадане оказался поврежден самолет Вoeing-737 (RA-73664) авиакомпании S7.

Особое беспокойство и недоумение страховщиков вызывает тот факт, что подобные инциденты нынешнего года повторяют сценарии года прошлого как под копирку.

На прочие операции наземного обслуживания в аэропортах (ground handling), свидетельствует статистика, за 10 месяцев 2025 года пришлось уже 14 страховых случаев, тогда как за весь 2023 год их было зарегистрировано всего 8. Но если учесть, что авиакомпании могут не заявлять о происшествиях с воздушными судами в аэропортах, когда наступивший ущерб по договору страхования не компенсируется, разрыв может оказаться еще более заметным.

В такой ситуации встают два вопроса, которые, как известно, всегда волновали русскую интеллигенцию: кто виноват, и что делать?

— Первая и самая главная причина возникновения таких инцидентов — несоблюдение техники безопасности, — поделился с «СП» своим взглядом на складывающуюся ситуацию советский и российский пилот гражданской авиации, лётчик первого класса, обладатель премии «Отличник Аэрофлота» Андрей Литвинов. — Вторая основная причина — технические кадры, с которыми возникает масса проблем, и которые никто решать не спешит. Иногда степень подготовки техников такова, что заставляет, мягко говоря, желать лучшего. Ну и вообще техников банально не хватает.

Их, конечно, и в лучшие времена не хватало, однако сейчас эта нехватка особенно бросается в глаза.

Дело в том, что компании экономят на фондах заработной платы, устанавливая предельно минимальные их уровни, так как от этого напрямую зависят премии уже менеджерского звена.

Соответственно, люди в своей массе не желают трудиться за копейки. Те же, кто трудится, буквально разрываются в запарке между несколькими самолетами, торопятся. Естественно, впопыхах то и дело упускаю из виду то одно, то другое.

— В общей сложности, получается, за первые 10 месяцев 2025 года случилось 21 происшествие с воздушными судами непосредственно в гаванях. Это только те, о которых стало известно страховщикам. Даже если не брать в расчет случаи, о которые прошли мимо их внимания, очень тревожно выглядит статистика?

— Однажды и мой самолет попал в подобный инцидент, когда в него въехала машина «Аэромара», поставщика бортового питания для пассажиров воздушного судна. Просто вот как шла, так прямой наводкой и стукнула в борт. Дыра получилась, наверное, метра четыре шириной.

Такие случаи компании, действительно, пытаются по максимуму скрыть. Потому что это откровенный, говоря простым языком, косяк технического или летного составов, чисто человеческий фактор. Он не связан ни с погодными условиями, ни с другими обстоятельствами непреодолимой силы.

Правда, в настоящее время не афишировать эти происшествия становится все труднее и труднее. Хотя бы потому, что практически у каждого пассажира есть смартфон с видеокамерой.

Что же касается такого числа происшествий за первые 10 месяцев нынешнего года, то это, конечно, цифра очень большая. Не катастрофическая, конечно, но внушающая тревогу.

— Если она имеет тенденцию к росту от года к году, не столкнемся ли мы через энное количество лет с такой ситуацией, когда в результате таких аварий гражданский флот России окажется практически полностью прикован к земле?

— На мой взгляд, это все же фантастический сценарий. Воздушные суда будут ремонтировать, так что такой перспективы для нашего флота я лично не вижу.

Другое дело, что ремонты стоят больших денег. Это раз. Два — страховщики посмотрят, что аварийные ситуации в гаванях увеличиваются каждый год, причем по одним и тем же причинам, а потом возьмут и поднимут для компаний страховые взносы.

А кто эти возросшие ремонтные и страховые издержки компаниям будет компенсировать? В первую очередь, конечно, сами пассажиры.

На их плечи эти тяготы и лягут в виде, например, значительно подорожавших билетов на самолеты. Потребитель же у нас всегда крайний, он в конечном счете из своего кармана и заплатит.

— А каким образом можно эту тенденцию к росту наземных инцидентов хотя бы затормозить, если не свести к нулю?

— Да рецепт-то давно уже известен. Должны быть увеличены расходы на подготовку и переподготовку технического обслуживающего персонала, это во-первых. Во-вторых, необходимо сделать так, чтобы наземные службы не испытывали дефицита кадров. И значительно уменьшить кадровый голод поможет прежде всего увеличение заработных плат.

Менеджерам авиакомпаний также следует избавиться от склонности к увеличению нагрузки на единицу персонала в целях экономии, и доводить штаты до нормативных показателей. В-третьих, нужно систематически проводить учебу по технике безопасности и охране труда.

— Но если техников не хватало и раньше, не получится ли, что на работу тогда станут принимать людей, далеких как от авиации, так и от технических вопросов в принципе, лишь бы заткнуть кадровые дыры?

— Я не думаю, что так будет происходить. Есть же определенные требования при приеме на такую работу. Как минимум у человека должен быть соответствующий диплом, есть требования и к уровню квалификации технического персонала.

Все, кто работает на перроне, начиная от водителя автобуса, который перевозит пассажиров, и заканчивая техническими инженерами, которым поручают выполнение сложных операций, проходят специальную подготовку.

Так что посторонних там не может оказаться в принципе, главное — создать комфортные условия для специалистов.

Темы: Авиация
Источник: Свободная Пресса
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 09.12.2025, 19:23
    Гость: Однако

    Вот, смотрю зарплаты на вакансию "авиационный техник". Зарплаты, в зависимости от региона и квалификации, от 75 до 170 тыс. рублей. Никак не сказать, что это зарплаты нищенские. Это- техник. У авиационного инженера еще выше. Они ведь не летают, работают, как все, на земле, по 8 часов. А если по миллиону платить, или по два- то в самолет перестанут врезаться на грузовике?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 09.12.2025, 17:46
    Гость: "Ты не поверишь!"

    Самолетная обшивка легко противается отверткой или даже вилкой!
    На плоскостях не видал разметку, где можно вставать ногами?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 09.12.2025, 17:40
    Гость: Имрек

    А ежели Иванов, но Тимур, его в какую команду записывать?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 09.12.2025, 17:38
    Гость: Имрек

    Достал уже своим системным администраторством. А перечислика ты милок имеющиеся у тебя международные сертификаты по IT, и назови девичью специальность по диплому (дипломам). Умение передергивать разъёмы и вставлять дискетки/CD/DVD/флешку не делает человека специалистом. "Он был монтером Ванею, но в духе парижан, себе присвоил звание электротехник Жан" - строки при советской власти написаны, ежели что.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 09.12.2025, 17:13
    Гость: Viktor

    Какая разница с чем связано? Человеку не платят нормальную зарплату, хоть слева хоть справа

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (38)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин: РФ настаивает на исполнении обещаний о нерасширении НАТО на восток
Минцифры предупредило о постепенном отказе от входа на «Госуслуги» по смс
Коллаж © KM.RU
Госдеп раскрыл детали переговоров Уиткоффа и Кушнера с украинцами
kjpargeter / Freepik.com"/>
Евросоюз вступил с США в войну идеологий
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«СССР не развалился сам собой. Он был разрушен в ходе противостояния и борьбы существовавших на тот момент политических игроков»
Ананасов и Ко «Жизнь в стиле буги»
Сергей Черняховский. Системность Содружества
Сны Саламандры «Чужестранка» (мини-альбом)
Алексей Круглов и Игорь Гольденберг «Sweet Dream. Музыка П. Чайковского»
D-A-D «Speed of Darkness»
Александр Сидякин: юрист, политик и общественник
АвтоВАЗ представил кроссовер Lada Azimut
Как справиться с бессонницей?
Обе-Рек feat. Обними кита «Солнечный путь» (интернет-сингл)
Трейлер к музыкальному фильму «Астроскоп. Смотрим на звезды»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.