ФАС уполномочена заявить

Начать эту историю можно, как в сказке: давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве… Давным-давно, в прошлом году, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в некотором государстве под названием Российская Федерация обратила внимание на стоимость технического обслуживания и ремонта автомобилей на так называемых «дилерских» (то есть уполномоченных и сертифицированных представительством марки) станциях технического обслуживания (СТО). Тогда антимонопольщики не только удивились тому, что стоимость работ на таких СТО гораздо выше, чем на менее статусных станциях. Странной показалась сама практика «привязывания» нового, стоящего на гарантии автомобиля к такого рода мастерским условиями продления гарантии.
Естественно, что все основные претензии ФАС были направлены против официальных дилеров марки. Тогда многие специалисты признавали требования представителей антимонопольного ведомства странными, несмотря на тот живой отклик, который они вызвали у большинства простых потребителей. Вскоре, после череды атак антимонопольщиков, наступила пауза. Тогда эта история показалось законченной по принципу «пошумели и разошлись». У нас так часто бывает. Вся активность ФАС была воспринята всего лишь как одна и серии предвыборных рекламных акций власти.
Однако, несмотря на наступившее затишье, персонал ФАС продолжал работать. Результат этого труда стал очевиден на этой неделе. Федеральная антимонопольная служба, кажется, нашла «главный источник зла». Фактически чиновники обвинили российские представительства автоконцернов в монополизации рынка гарантийного обслуживания и в недопустимом давлении на собственных дилеров.
В списке претензий ФАС восемь пунктов. Самый главный из них заключается в том, что дилерским структурам приходится совмещать внутри себя функции реализации и ремонта автомобилей. Далеко не все дилеры изначально готовы к этому. Зачастую один или другой аспект бизнеса для кандидатов в официальные дилеры является навязанным.
«Многие автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания. Это требование затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров, так как им необходимо осуществлять значительные инвестиции в строительство дилерских центров для того, чтобы получить статус авторизованного сервисного центра и осуществлять гарантийное обслуживание», - говорится в официальном сообщении Федеральной антимонопольной службы.
По сути, ФАС предлагает сформировать общую структуру автомобильного бизнеса, при которой продажами и ремонтом машин будут заниматься разные компании, и к ним будут предъявляться различные требования. Подобная схема исключит случаи, когда компанию, изначально ориентированную на ремонт машин, заставляют строить шоу-рум и набирать торговый персонал, а изначально продающую компанию заставляют строить СТО, закупать необходимое оборудование и набирать штат автослесарей.
Также ФАС предлагает пустить на рынок поставки автозапчастей официальным дилерам независимых продавцов автокомпонентов. Эти требования, по мнению антимонопольщиков, должны существенно снизить уровень цен в дилерских СТО и пустить на рынок гарантийного обслуживания новых игроков, тем самым увеличив конкуренцию в этом сегменте бизнеса.
Еще одна претензия ФАС к автоконцернам заключается в весьма жестких условиях дилерской политики и контроля над дилерами. Автопроизводители вправе ограничить срок действия дилерского соглашения или расторгнуть его в одностороннем порядке, варьировать финансовые условия работы для различных дилеров, изменять условия и сроки поставки запчастей и автомобилей для различных дилерских структур. Все это, по мнению ФАС, приводит к тому, что дилеры вынуждены плясать под дудочку концернов, а все свои издержки перекладывать на собственных клиентов, то есть простых покупателей.
Сказать, что ФАС целиком и полностью права в данной ситуации, сложно. Скорее, позиция антимонопольного комитета выглядит однобокой. Не секрет, что автоконцерны предъявляют очень жесткие условия к дилерам. Однако именно такой подход позволяет добиться единства стандартов обслуживания в дилерских центрах, повышения качества обслуживания клиентов, гарантировать высокий уровень ведения бизнеса, характерный для той или иной марки. В конце концов автоконцерн отвечает собственным брендом и бизнесом за каждого дилера, и если учесть, что дилеры - это независимые компании со своими владельцами и менеджментом, то становится очевидно, что других рычагов воздействия на эти компании, кроме возмутивших ФАС, у производителей машин нет.
Так или иначе, Федеральная антимонопольная служба, кажется, решила довести этот вопрос до логического конца и отправляется в суд. Отвечать придется сразу шести автомобильным маркам. Среди них «народные» Skoda, Hyundai, Kia и Ford, а также престижные Jaguar, Land Rover. Впрочем, из последних одна компания уже прокомментировала ситуацию.
«Ягуар Ленд Ровер» Россия отмечает, что не получили в настоящий момент никаких официальных претензий от ФАС. Однако производитель заявляет, что поддерживает хорошие отношения с дилерской сетью и планомерно развивает бизнес в России, планируя значительно увеличить дилерскую сеть.
«На основании независимых исследований, в том числе исследования удовлетворенности клиентов, мы наблюдаем стабильный рост показателей удовлетворенности качеством работы как дистрибьютора, так и дилерской сети в целом, в области продаж и постпродажного обслуживания», - заявляют в «Ягуар Ленд Ровер» Россия.
Комментарии читателей Оставить комментарий