Программа утилизации: провал или успех?

Трудно представить россиянина не слышавшего об утилизационной программе, однако, коротко напомним: нашим автомобилистам предложили обменять старую (старше 10 лет), но комплектную машину на 50-тысячный сертификат, который можно потратить на покупку нового автомобиля отечественного производства. Этот "эксперимент", как назвали мероприятие чиновники Минпромторга, вызвал множество споров: дескать, зачем поддерживать родной автопром, если разразившийся кризис - хорошая проверка автопроизводителей на прочность? Но правительство решило иначе.
Первые месяцы действия программы запомнились огромными очередями из желающих обменять автохлам на приличную машину, а также многочисленными спекуляциями: сертификаты продавали, подделывали; автосалоны-однодневки вывеской "программа утилизации" завлекали клиентов и открыто "разводили". Сейчас проходит несколько судебных процессов, где обсманутые автомобилисты пытаются вернуть сданные аферистам машины... Впрочем, остальным - это почти миллиона россиян - повезло: они осуществили желаемое и обзавелись новенькими отечественными автомобилями.
На сегодняшний момент большинство из 500 тысяч зарезервированных сертификатов выданы (документов на скидку осталось буквально несколько тысяч), более 300 тысяч сограждан успели получить заказанные машины, в регионах существенно выросло количество компаний-утилизаторов (со 127 до 215)... Причем парограмма на некоторое время продолжится! Если распечатка новых сертификатов прекратится 1 апреля, то на протяжении ближайших месяцев Минпромторгу предстоит повторно выдать желающим 45 тысяч аннулированных документов.
Аннулированные сертификаты - это документы, забронированные дилерами, но не востребованные покупателями, и только маленькая частичка - "отказники" - бумаги, от которых отказалась получатели, поскольку не сумели собрать необходимое количество денег или оформить кредит. Таким людям можно только посочувствавать: им либо вернут старые машины, либо... не вернут ничего, если автохлам успели утилизировать. Обман? Дилеры считают, что ситуация справедливая: надо было объективно оценивать собственные возможности и не торопиться сдавать машины.
А вот некоторый элемент обмана со стороны производителей присутствовал: тольяттинский автогигант (из 500 тысяч выданных сертификатов 80% обменяны на покупку машин марки "Лада") неоднократно менял ценники, поэтому "классика" подорожала на 20 тысяч рублей, а "пятнашка" - на 25. Но россияне остались довольны. Также довольными остались чиновники: автопарк страны существенно обновился - в 2009 году из 32 миллионов машин, стоящих на учете ГИБДД, 56% составил транспорт старше 10 лет, а теперь соотношение "старья" и "новья" - пятьдесят на пятьдесят. Успех?
Иван Щербаков
Комментарии читателей Оставить комментарий