Роспотребнадзор не знает, куда девать радиоактивные иномарки

«За прошедшие несколько лет мы впервые столкнулась с таким количеством зараженных радиацией товаров, перемещаемых через границу!» — говорят владивостокские таможенники, задержавшие 47 легковушек, один погрузчик и один микроавтобус. Причем «фонят» машины довольно существенно: превышение радиационного фона по гамма-излучению колеблется от двух до шести раз! Также экспертами отмечено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами от 20 до 50 частиц на квадратный сантиметр в минуту, а на кузовах некоторых «японок» — до 100 и более.
Напомним, что проверять грузы из Японии на радиационную безопасность российские таможенники начали после землятресения 11 марта. Стихийное бедствие стало причиной нескольких взрывов на японской атомной электростанции «Фукусима-1», обернувшихся существенным разрушением энергоблоков и утечкой радиации. И последствия аварии не заставили себя долго ждать! Уже 1 апреля стражи границы задержали первые машины, отличившиеся повышенным фоном радиации, а затем опасного транспорта во Владивосток прибывало все больше и больше...
Куда теперь девать зараженные автомобили? Вариантов немного: их нужно либо доставить на родину, либо подвергнуть дезактивации. Причем первый вариант далеко не самый простой! Чтобы вернуть транспорт японцам, придется признать машины радиоактивными отходами и транспортировать особым способом, что крайне дорого. Впридачу японская сторона заявила: «Министерство транспорта Японии проводит жесткий радиационный контроль при погрузке автомобилей на суда», — подчеркнул вице-консул Японии во Владивостоке по политическим вопросам Кейсуке Сайто.
Впрочем, эксперты другого ответа не ждали, предрекая, что Япония наверняка откажется от опасного груза, поскольку неизвестно, где автомобили подверглись облучению, в России или в Японии. «В других странах, в том числе европейских, проблемы при прохождении японскими машинами таможенного досмотра не возникают», — отрезал представитель японской стороны, поспешив «выразить недоумение по поводу ажиотажа» вокруг импорта японских автомобилей. И теперь единственная возможность «легализовать» задержанный таможенниками транспорт — его дезактивация.
Уже известно, что этой процедуре подвергнут 26 из 49 «фонящих» машин, которые сейчас находятся на специальной площадке-отстойнике. А вот судьба остальных 23 автомобилей решается специалистами Роспотребнадзора: как сообщают дальневосточные эксперты, на некоторых машинах обнаружен цезий-137, период полураспада которого составляет 30 лет, причем дезактивация этого изотопа — процесс сложный и дорогой. Стоимость очистки одного кубометра может доходить до 200-300 тысяч рублей! Кому предстоит оплачивать процедуру, которая обойдется дороже самой машины?
Геннадий Онищенко считает, что раскошелиться предстоит фирмам, которые ввозили машины на территорию страны. Но даже если последние согласятся, остается нерешенным правовой вопрос: дезактивация проводится на специальной площадке, которой порт не имеет, а вывезти машину из морской гавани нельзя — она считается таможенным грузом. Растаможить? Тоже нельзя! Нужны предписания таможенных органов и заключение Роспотребнадзора, представители которого старательно отмалчиваются, вызывая недовольство среди владельцев автомобилей и местного населения.
Впрочем, решить проблему «фонящих» машин требует не только народ, но и сотрудники владивостокского торгового порта, которому приходится хранить опасный транспорт. «Мы уже подали жалобы на бездействие Роспотребнадзора, — сообщили представители морской гавани. — В нынешней ситуации будут разбираться Приморская транспортная прокуратура и прокуратура Приморья». А пока идут разбирательства, автосалоны, торгующие японскими иномарками, вынуждены спешно покупать дозиметры, чтобы доказать клиентам: их машины, привезенные до аварии, радиацией не «фонят».
Иван Щербаков
Комментарии читателей Оставить комментарий