«Второй этап» пенсионной реформы объявлен заново

Собственно говоря, о начале «второго этапа» неоднократно объявляли и ранее, но поскольку все предпринятое ранее никаких пристойных результатов не дало, «второй этап» решено было объявить заново.
На данный момент принято решение поручить специально созданной рабочей группе подготовить для правительства варианты реформирования пенсионного законодательства. Основной задачей члены рабочей группы считают повышение доверия к негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые должны обеспечить приемлемый уровень пенсионного обеспечения, сообщает РИА «Новости».
В состав рабочей группы вошли представители Минэкономразвития, Минфина, Федеральной службы по финансовым рынкам, Национальной ассоциации пенсионных фондов, а также Общественной палаты. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, предложения, разработанные рабочей группой, до конца первого полугодия будут переданы руководству страны, и в случае их одобрения в пенсионное законодательство будут внесены соответствующие поправки. «Это будет второй этап совершенствования пенсионной реформы, которая у нас идет с 2002 года»,— заявил Воронин. Именно с той поры внедряется нынешняя пенсионная система, поначалу подразумевающая разделение пенсии на базовую, страховую и накопительную части.
Впрочем, как сейчас признают чины Минздравсоцразвития, эта реформа безнадежно буксует. «Одной из ошибок, допущенных в реформе 2002 года, было то, что частный по своей природе компонент, связанный с накопительным страхованием, в целях упрощения охвата населения был погружен в обязательное пенсионное страхование»,— говорит Юрий Воронин. Но что-то надо срочно предпринимать: есть исходящее с верхов поручение достичь к 2023 году для средней пенсии уровня не менее 70% утраченного работником заработка при условии 30-летнего страхового стажа — с учетом накопительного компонента в виде надстройки к государственной пенсии. Таким образом, к планируемым 40% коэффициента замещения за счет страховой части еще 30% должно прибавиться за счет накопительной.
Система обязательного пенсионного страхования позволяет гражданам формировать личные пенсионные накопления из налогов, выплачиваемых работодателем (6% от заработной платы). Всего в системе задействовано около 50 миллионов человек. При этом лишь 5,6 миллионов человек рискнули перевести накопительные части своих будущих пенсий в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Остальные граждане, запуганные разными мошенническими схемами, столь популярными в прошлом десятилетии (да и сейчас тоже), нести накопительную часть будущей пенсии частникам не спешат и предпочитают, чтобы ими управляло государство. Точнее говоря, Внешэкономбанк, которому государство доверило управлять этими средствами. Доходность их там правда, невелика и сильно отстает от инфляции. Поэтому государству вес меньше нравится заниматься этим делом — ведь обесценивающиеся накопительные пенсии до приемлемого для минимального проживания уровня поднимать придется именно ему.
Поэтому который год подряд государственные чиновники призывают нести накопительные части своих пенсий в НПФ. Однако таких граждан, кто рискнул перейти на систему добровольных отчислений в НПФ, сегодня все равно не больше 6,4 млн человек. И вот теперь, по словам заместителя министра Минздравсоцразвития Воронина, цель реформы — охватить не менее 20% экономически активного населения негосударственными пенсионными программами на добровольной основе. Кроме того, государство намерено снизить количество так называемых «молчунов» с 90% до 50%.
По словам Воронина, группа будет работать над тем, чтобы сделать негосударственные пенсионные фонды «более эффективными и привлекательными для инвестирования, чему сейчас препятствуют некоторые особенности законодательства». «Нас волнует вопрос низкой доходности. И мы хотели бы включить те инструменты инвестирования пенсионных накоплений, которые давали бы наибольший эффект при гарантиях сохранности этих пенсионных денег»,— заявил замминистра.
По итогам кризисного 2008 года средняя доходность инвестирования пенсионных накоплений составила минус 29%. Этот результат перекрыл положительную доходность за предыдущие три года. НПФ и управляющие компании начали компенсировать эти убытки за счет высоких доходностей, полученных в прошлом году, однако сделать это удалось еще далеко не всем.
Одна из новаторских идей — если гражданин передаст НПФ накопительную долю своей пенсии, он может договориться о выплатах повышенной доходности, разумеется, при отказе от их пожизненного получения. Как утверждает Воронин, на Западе для НПФ вообще не характерно производство пожизненных выплат. Зато у гражданина полное право выбора – либо получает повышенные выплаты на период 5–10 лет, после чего уже не получает ничего, либо «для оформления пожизненной регулярной выплаты переведет их в страховой фонд».
Предстоит решить также вопрос организационно-правовой формы НПФ. «НПФ невозможно реорганизовать, его можно только создать или ликвидировать. Если учредитель теряет интерес к этому бизнесу, то другой заинтересованный инвестор не может его купить, соединить с другим фондом, укрупнить»,— сказал Воронин. Права управляющих компаний, по мнению Воронина, надо также передать негосударственным пенсионным фондам. Управляющие компании не ведут персонифицированный учет, у них нет инфраструктуры, которая могла бы осуществлять выплаты накопительных пенсий, эти функции ложатся на Пенсионный фонд, который выполняет функцию НПФ при управляющих компаниях. Поэтому государство заинтересовано, чтобы система была основана на НПФ»,— говорит Юрий Воронин. Для тех граждан, которые доверяют только государству, планируется создать НПФ, который будет утвержден государством по примеру Казахстана. Другая обсуждаемая инициатива — наделение Роструда функцией надзора за НПФ, типа Росстрахнадзора за страховыми компаниями.
Впрочем, самое главное, по словам Воронина, еще предстоит решить: чьей собственностью является накопительная часть пенсии — работника, работодателя, который платит этот взнос и ответственность которого также планируется повысить за счет прямых отчислений в НПФ, или самих НПФ, которые, не являясь собственником, не смогут заключить договор с управляющей компанией.
Участники рынка считают, что второй этап реформирования пенсионного законодательства назрел уже давно. «Накопительный элемент, введенный в 2002 году и призванный донести до граждан мысль о необходимости заботы о собственном будущем, действует сегодня не так эффективно, как ожидалось»,— говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. Но, по его словам, в первую очередь нужно освободить от всех налогов самостоятельные пенсионные взносы, «однако вряд ли это допустит Минфин». Действительно, если господин Кудрин упорно отказывается перестать взимать налоги на доход с пособий и выплат родственникам погибших военнослужащих, кормильцев, жертв катастроф, терактов и стихийных бедствий – то над таким предложением он долго будет искренне хохотать.
Со своей стороны, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева скептически оценила идеи Минздравсоцразвития по пенсионному реформированию. «Математически доказано, что обязательная накопительная система менее эффективна, чем распределительная, даже при снижении соотношения работающих и пенсионеров. Мы оценивали опыт Чили, где отклонение доходности накоплений от темпов роста ВВП составляет 25%. Получается, что накопительная система эффективнее распределительной, если она действует 40 лет и если на 100 пенсионеров приходится менее 26 работающих. У нас же за 8 лет инвестирования средств отклонение их доходности от темпов роста ВВП составляет более 50%. Это значит, что идет обесценение будущих пенсий, причем огромными темпами»,— считает она.
По словам депутата, замена ВЭБа на государственный накопительный пенсионный фонд тоже ничего не даст. А вот уход с рынка УК в пользу НПФ, которые инвестируют лучше, может иметь определенный эффект, но очень ограниченный. По мнению Дмитриевой, накопительную систему вообще нужно убрать из обязательных платежей. При ней обещанные 70% от зарплаты недостижимы никогда.
Дмитриева убеждена, что накопительная часть пенсии может и должна быть только добровольной. «Если четко обрисовать людям ситуацию, честно информировать их о том, кто и как использует их деньги, освободить добровольные пенсионные отчисления от налогов, граждане будут сами заботиться о своей старости. Вот тогда охват добровольной системой пенсионного страхования действительно может достигнуть 20% экономически активного населения», – полагает Дмитриева.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Действующая накопительная пенсионная система, является скрытым ПОДОХОДНЫМ налогом (причем кроме САМЫХ БОГАТЫХ). ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ пенсионное обеспечение, это удавка на шее общества -причина демографического, морально-нравственного, умственного и физического вырождения общества.
Такая система должна быть заменена на ДОБРОВОЛЬНО накопительное формирование собственного пенсионного обеспечения, и обязательные фиксированные пенсионные выплаты (% от заработка) детьми, своим РОДИТЕЛЯМ пенсионного возраста. Фактически, эта система должна быть введена уже СЕГОДНЯ, для лиц, рожденных после 1990 г.
Действующая накопительная пенсионная система, является скрытым ПОДОХОДНЫМ налогом (причем кроме САМЫХ БОГАТЫХ). ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ пенсионное обеспечение, это удавка на шее общества -причина демографического, морально-нравственного, умственного и физического вырождения общества.
Такая система должна быть заменена на ДОБРОВОЛЬНО накопительное формирование собственного пенсионного обеспечения, и обязательные фиксированные пенсионные выплаты (% от заработка) детьми, своим РОДИТЕЛЯМ пенсионного возраста. Фактически, эта система должна быть введена уже СЕГОДНЯ, для лиц, рожденных после 1990 г.
Потому что крали для тех кто молчит и их прикрывает!
Вы посмотрите какие замки "Пенсионные" понастроили и чащевсего напротив Администраций. Рука руку моет!!! А мы... "работай", хлесь по спине, "работай!"
Потому что крали для тех кто молчит и их прикрывает!
Вы посмотрите какие замки "Пенсионные" понастроили и чащевсего напротив Администраций. Рука руку моет!!! А мы... "работай", хлесь по спине, "работай!"
Как все, однако депрессивно. Лучшие времена однозначно прошли и общество усиленными темпами движется к первобытно-общественному строю, элементарная жесткая борьба за выживание, слабым быть нельзя, слабый значит - мертвый. Грустно, обидно, но это очевидные реалии.