]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Стиль
Главная → Стиль → Психология
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
    • Стиль звезды
    • Красота
    • Мода
    • Психология
    • Мой мужчина
    • Мой ребёнок
    • Гурманам
    • Шопинг
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Эрих Фромм, или Как научиться верить в себя

22:24 12.05.2023
, Виктор Наумов
Эрих Фромм. Фото с сайта erich-fromm.de
Эрих Фромм. Фото с сайта erich-fromm.de

По сути его учение – активный убежденный неогуманизм как ответ бесчеловечному веку

Этот популярный философ и социолог прошел через серьезные религиозные и исторические испытания на прочность взглядов и характера.

Еврейский юноша-бунтарь

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев 23 марта 1900 года в городе Франкфурт-на-Майне. Его мать Роза Фромм была дочерью раввина, эмигрировавшего из Российской империи. Отец Эриха Нафтали Фромм также был сыном и внуком раввинов. Занимаясь традиционным для своего племени делом – торговлей, он сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Скорее всего, еще в ранние годы, изучая Тору и Талмуд, Эрих выносил ту мысль, которую открыто высказал лишь много лет спустя: «История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития». Позже данную идею благодарно подхватило поколение хиппи – молодых бунтарей шестидесятых.

Невзирая на талмудическое воспитание, в Священном писании Фромма прежде всего привлекали и воодушевляли отдельные специфические моменты: история грехопадения Адама и Евы, заступничество Авраама за жителей Содома и Гоморры, судьба пророка Ионы…

В конце концов это привело Эриха к своеобразному бунту против ветхозаветного Закона. Однажды, чувствуя сильный голод, он был привлечен вкусным запахом, исходившим из уличного киоска. Проголодавшийся юный талмудист купил и съел горячую свиную сосиску - и гром небесный не поразил его ударом! Юноша не ощутил себя грешником, не почувствовал, будто сделался в чем-то хуже. Вероятно, в эти мгновения мир потерял будущего раввина, зато приобрел философа и психолога.

Учеба. Женитьба.

Во Франкфурте Фромм поступил в национальную школу, где наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавали предметы общеобразовательного курса. В 1918 году молодой человек сдал экзамены на аттестат зрелости и после недолгих колебаний остановил свой выбор на изучении права, отказавшись продолжать семейную традицию и становиться священником. Для самого Эриха такое решение не было чем-то радикальным, поскольку он воспринимал право, по его словам, как «кристаллизованный минимум этики общества». Впрочем, перспектива работать юристом вскоре утратила для него притягательность, и он отправился в Гейдельберг, рассчитывая изучить там философию, социологию и психологию.

В Гейдельбергском университете благодаря Максу Веберу был весьма высок уровень преподавания социологии. С самим мэтром Фромм познакомиться не успел, зато изучал предмет у его брата Альфреда. Под его же руководством защитил в 1922 году докторскую диссертацию.

В стенах альма-матер Фромм знакомится с Фридой Райхман, которая уже имела некоторый научный опыт. Она успела побывать ассистенткой Курта Гольдштейна, а потом — основателя школы аутогенной тренировки И.Х. Шульца. В 1923 году Фрида освоила под руководством Ганса Сакса в Берлинском психоаналитическом институте психоанализ и в 1924 году открыла в Гейдельберге пансионат «Терапойтикум», где начала применять полученные знания на практике.

Знакомство Фриды и Эриха сначала носило чисто приятельский характер. Но скоро Райхман сумела заинтересовать Фромма психоанализом и предложила выступить для него аналитиком. Дальше больше. Терапевтическая связь между Фридой и Эрихом привела обоих… к женитьбе. Фрида была на 10 лет старше, но это не воспрепятствовало браку.

Прожив вместе четыре года, супруги расстались. Официально развод был оформлен в 1940 году в США, где пути бывшей семейной пары случайно сошлись. Добрые отношения удалось сохранить. Мало того, последующие годы Фрида жила под двойной фамилией Фромм-Райхман, под которой снискала немалую известность.

Эмиграция. Критика капитализма.

В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную практику. В целом он проработал практикующим психоаналитиком 35 лет. Огромный опыт и общение с пациентами дали Фромму материал для революционного осмысления доли биологического и социального влияния при формировании человеческой психики. Анализ накопившегося материала был осуществлен ученым в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне в 1929—1932 годах.

В 1933 году после прихода Гитлера к власти в Германии Фромм переехал сначала в Женеву, затем в Нью-Йорк. Там ему дали место преподавателя в Колумбийском университете.

В 1943 году ученый помог сформировать нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве одного из основателей Института психиатрии Уильяма Уайта.

В 1950 году Фромм перебрался в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

В Мексике он посвятил себя исследованию истории Нового времени и социальных проектов прошлого и настоящего. По горячим следам своих изысканий Фромм написал книгу «Здоровое общество», где ополчился против капиталистической системы. Подтверждая свои взгляды, ученый в1960 году вступил в Социалистическую партию США и даже составил ее программу. Впрочем, из-за партийных споров она была отвергнута.

Активность Фромма была огромной. Он продолжил заниматься политической деятельностью, ездил с лекциями, издавал новые книги, участвовал в митингах. В период с 1957 по 1961 год преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года – в Нью-Йоркском. В 1962-м ему предложили находиться в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

Перегрузки сказались на организме: в 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто, где трудился над своей знаменитой книгой «Иметь или быть». Вскоре после ее завершения, в 1977 году, его настигли второй, а потом и третий инфаркты. Фромм скончался в Швейцарии в своем доме в 1980-м.

Социально-философские идеи

По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знания о человеке, но не расширил представления о том, как он должен жить и что ему следует делать. Зигмунд Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Нельзя понять индивидуума, рассматривая его под узким углом вытеснения сексуальных влечений. Необходимо вглядываться в человека во всей его целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле существования, нащупывая нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы. Его задачей было показать, что наши страсти и тревоги — продукт культуры.

Фромм пишет: «Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить».

В своей книге «Бегство от свободы» (1941) философ исследует ситуацию, в которой очутился человек западной культуры, когда стремление к индивидуализму породило одиночество и ощущение бессилия. Для этого Фромм проанализировал становление личности в эпоху капитализма, в период формирования новой философии и нового взгляда на смысл жизни.

Большое внимание он уделил периоду Реформации, учениям Лютера и Кальвина, именно в их идеях находя истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений обоих реформаторов церкви Фромм постарался дать развернутую и полную картину исторических процессов, их влияния, определить причины бегства людей от самих себя и собственной свободы.

В работе «Человек для самого себя», которая является продолжением «Бегства», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, ведущих к самореализации и осуществлению человеческих возможностей. Решающее значение приобретает здесь раскрытие природы неврозов.

Для Фромма неврозы – своеобразные симптомы морального поражения индивидуума в его жизнедеятельности, в том числе и в борьбе за свободу. Невроз можно объяснить неудачной попыткой разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе. Таким образом, этот конфликт имеет моральную подоплеку, а невротические симптомы есть конкретное выражение морального конфликта.

Следовательно, успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и разрешения моральных затруднений личности.

Гуманизм против безразличия

Основная проблема современности, как она представлялась Фромму, заключается в безразличии людей к самим себе. Задачей гуманистического психоанализа становится раскрытие перед человеком правды о нем самом. Правда же кроется в выявлении тех психологических ориентиров, посредством которым формируется социальный характер, в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом в мире, наделенным совестью. И любовь есть творческая деятельность, но не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Фромм кладет грань между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета: родителей, государства) и гуманистической совестью, выражающей личный интерес человека, требующей от него стать тем, кем он потенциально является. Философ противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии: доброкачественную, то есть служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретенную, связанную со страстью мучить и убивать. Отсюда назревает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности отказаться от различных форм обладания во имя того, чтобы в первую очередь быть самим собой.

Отсюда гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие способностей и задатков, на реализацию индивидуальности. При этом психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве подлинного целителя души.

Между агрессией и покорностью

Фромм проанализировал разные типы социальных характеров, формирующиеся различными типами культур, и выявил роль гуманистической и авторитарной этики в этом процессе. Он заключает: человек может и должен противопоставить собственные разум и волю как внешнему авторитету власти, так и анонимному авторитету «общественного мнения»! То есть спасение от авторитарности во всевозможных ее типах ученый видел в самостоятельности и самосовершенствовании. Данный вывод как нельзя более актуален в наши дни…

Вышеназванная мысль является главной в книге «Искусство любви». Личности предстоит самостоятельно выбирать дорогу меж пропастями агрессивности и покорности. Разумом хомо сапиенс отличается от любых живых существ, и, кроме разума, ему не на что больше рассчитывать.

Однако не следует считать Фромма и сугубым рационалистом. Он имел огромный опыт изучения иррациональности человеческого поведения, а посему не мог недооценивать ее роли как на личностном уровне, так и особенно на уровне больших социальных групп. Еще накануне Второй мировой войны ученый показал, что тоталитаризм – результат не только узурпации и террора власти, но и плачевный итог нежелания миллионов людей ценить и любить свободу и разум. Это автоматически делает их молчаливыми соучастниками злодеяний, а то и палачами.

По существу, в современном мире единственным противоядием иррациональной деструктивности остаются только разум и добрая воля. Но они свойственны лишь единицам.

«Здоровое общество», о котором мечтал Фромм, не построено. Одиночество, отчуждение, бегство в мир наркотических и виртуальных иллюзий, психопатология в обыденной и общественной жизни, изнурительная рутина, конфликты… Иронией звучат слова Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, – или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности».

Темы: Знаменитости и популярные персоны, Психология и вопросы самоанализа, Этикет и вопросы взаимоотношений в обществе
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 17.05.2023, 09:23
    Гость: Николай

    Как глубоко и верно рассуждали выдающиеся люди в прошлом столетии. Однако понимаем, что вера в плодотворное сотрудничество людей оказалось подорвано личным эгоизмом. Современное человечество глубоко поражено раком, как доброкачественной формой (либерализмом), когда клетка считает, что организм существует чтобы удовлетворять её желания. А также нацизм (злокачественная опухоль), когда определенные клетки считают, что других не похожих на них требуется уничтожить, или они должны стать рабами, то есть их ресурсы должны стать чужими, а их время жизни предназначено на в выполнение этих не ограниченных хотелок.
    Духовное развитие, то ради чего мы здесь находимся, отложено в очереди большинства на последнее место, если вообще присутствует в этой очереди задач и целей.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>


]]>
Выбор читателей
Новый глава «Роскосмоса» рассказал, почему Россия отстала в космосе
Может ли Иран закрыть Ормузский пролив и чем это грозит рынку нефти?
Путин: где ступает нога русского солдата, то – наше
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
]]>
Загрузка...
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
У кого прививки нет, берет навынос свой обед: коронавирус изменил правила питания солдат в Греции
Свободный полет «Я еду» (интернет-сингл)
Больные темы «Алфавит» (интернет-сингл)
«Поход Запада на Москву вызван намерением за счёт трофеев от победы над Россией решить свою ресурсную проблему»
«Бостонское чаепитие» показали последствия «Бегства в детство»
Аборт Мозга «Не люди»
Чернышев / Булгаков «Память»
Лидер Fake.l посвятил минувшим выборам «Канцелярию роботов»
ДМЦ «На repeat» (интернет-сингл)
Открытие музыкального проекта «Чистая классика», 24 октября , Niko
Армен Григорян уважил женщин, которые его ни разу не обманули
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.