Обама больше не собирается бороться с кризисом

Особо это относится к президенту США Бараку Обаме, которому в ноябре предстоит пережить промежуточные выборы, по итогам которых его партия может потерять большинство в обеих палатах парламента (Конгресса).
Обама не разочаровал и выступил с большим заявлением, в котором изложил основы своей программы. Скорее всего, он ее еще расширит и углубит, но общие контуры понятны уже сейчас. Итак, что же он предложил (цитируем по сайту К2К)? Во-первых, согласно предложению Обамы, предприятиям разрешат списывать 100% их инвестиций в новые заводы и оборудование до 2011 года, что сократит налогообложение компаний почти на $200 млрд за два года.
Во-вторых, готовится масштабный план инвестиций в инфраструктуру. План стоимостью $50 млрд рассчитан на 6 лет и предполагает вложение средств в ремонт стареющих автомобильных и железных дорог, а также аэропортов. Основная цель этого плана – создать новые рабочие места в экономике США.
В-третьих, президент собирается предложить Конгрессу расширить налоговые льготы на научно-исследовательские работы в области бизнеса. Это обойдется в $100 млрд за 10 лет.
В общем, прямо скажем, неубедительно. Совсем неубедительно. И эксперты говорят то же самое. В частности, они сомневаются, что меры, предпринимаемые президентом в настоящее время, принесут результат в ближайшем будущем. Они указывают на то, что инвестиции в инфраструктуру, например, обычно не вызывают быстрых изменений в экономике. И хотя Обама заявил, что модернизация инфраструктуры немедленно приведет к некоторому росту числа рабочих мест, представитель администрации сказал репортерам, что этого не произойдет до 2011 года.
Отметим еще одно важное обстоятельство. «Одна вещь, о которой Обама хочет рассказать, – это ликвидация налоговых лазеек для крупных нефтяных и газовых компаний, получающих от налогоплательщиков поддержку, в которой они, конечно, не нуждаются», – сказал представитель администрации.
Американский институт нефти (API), представляющий крупные нефтяные и газовые компании США, заявил, что дополнительные налоги увеличат инвестиции в энергетику и создание рабочих мест за рубежом. «Сейчас пришло время, чтобы создавать рабочие места для американцев, а не уничтожать их», – сказала представитель API Кэти Лэндри.
В общем, общественность встретила предлагаемые меры скептически, причем дело даже не в содержании, а, скорее, в их объеме. Попытаемся и мы дать некоторые оценки.
Итак, до начала кризиса (т. е. до осени 2007 года) совокупный долг домохозяйств рос со средней скоростью около 10% в месяц и достиг величины около $15 трлн. Это означает, что в последние предкризисные годы домохозяйства получали каждый год около $1,5 трлн на погашение предыдущих кредитов и рост потребительских и ипотечных расходов. Сейчас это кредитование постепенно останавливается, но его масштаб составлял, как понятно, больше $100 млрд в месяц.
Аналогичный масштаб был накоплен за счет снижения сбережений, которые снова начали расти в условиях кризиса. Это дает еще $100 млрд в месяц, которые нужно компенсировать для того, чтобы сохранить докризисную ситуацию. Без роста, без инвестиций, только для сохранения.
Это – более $200 млрд в месяц. Описанные в программах Обамы меры дают суммарно как раз около $200 млрд – т. е. «закрывают» дыру, образовавшуюся в экономике, примерно на 1 месяц. Только растянуты они будут на 10 лет…
Отметим, что масштаб поддержки экономики со стороны Федеральной резервной системы (ФРС), который осуществлялся с осени 2008 года, составлял примерно 1% ВВП США в месяц, т. е. больше $100 млрд. Разумеется, кризис пока не вошел в свой полный масштаб, поэтому предлагаемые Обамой меры окажут некоторое влияние, но… весьма и весьма незначительное. И уж точно они не будут особо заметны на фоне активности ФРС; хотя, конечно, эффективность каждого доллара в рамках предлагаемых президентом США программ выше, чем тех, которые реализуются ФРС, поскольку первые попадают непосредственно в реальный сектор, а вторые застревают в финансовом.
В общем, Обама, прямо скажем, разочаровал. Разумеется, читатель настоящей колонки не может не понимать, что у государства в принципе нет ресурсов, которые могли бы компенсировать падающий частный спрос (напомним, что равновесное состояние по спросу/доходам домохозяйств лежит ниже предкризисного значения спроса примерно на $6 трлн в год). Но все-таки даже самый поверхностный взгляд на проблемы американской экономики показывает, что то, что было предложено, никуда не годится, поскольку не решает никаких реальных задач.
Вывод из всего этого можно сделать только один: что Белый дом больше не собирается бороться собственно с кризисом и даже с его последствиями, но лишь будет решать попутно возникающие политические проблемы. Грустный вывод, конечно, но куда денешься…
Комментарии читателей Оставить комментарий
Они нагло делают из нас лохов. Главный Патриот,он же Главный Пахарь, продажная тварь, продолжает пиариться в колоссальных масштабах, практически в открытую реализуя идеи Бжезинского, называя при этом себя гарантом стабильности.
Можете забавляться и дальше.... Всего наилучшего....
Ну, то что мы все когда-то умрём, предсказать большого ума не надо! А вот от чего умрём и в какой последовательности? Словом, без аргументов vit вы очень забавны! Подготовьтесь и давайте ещё один заход!
Во-во, "когда нынешний кризис уже станет историей, как стали историей все предыдущие." и как стала историей ВЕЛИКАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ и как станет историей система КАПИТАЛИЗМА(кризис то СТРУКТУРНЫЙ, а НЕ циклический)....
Ну, зачем же делать такие голословные заявления тёзка! Безработица в США поднявшись в августе этого года, за первую неделю сентября уже снизилась на 700тыс. Реальный сектор (промпроизводство) в США в августе с (-3.7%) к июлю, повысилось за первую неделю сентября до (+0,5%) к августу. Индекс ISM (США) год назад был 52.6, а в сентябре 2010 показал 56.4, соответственно и ВВП США в сентябре показывает (+2,5%) к сентябрю 2009! Индекс Dow Jones в сентябре 2009г. был 9626, а в сентябре 2010г. показал 10400. Вот и получается, что вам лишь бы вставить свои 5 копеек! Что касается госдолга США, то не забывайте что его значительную долю (около 40%) составляет долг перед социальными фондами, то есть правительство практически должно само себе и выплаты по ним необходимо будет производить только через 15-20 лет, когда нынешний кризис уже станет историей, как стали историей все предыдущие. Остальное - обязательства перед неправительственными кредиторами своими (около 30%) и внешними- оставшиеся 30%. Так что на самом деле не всё так страшно, как стращают некоторые проповедники! А философствовать и гадать о заговорах можете сколько угодно, однако без убедительных подтверждений это не больше чем фантазии!