ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА

Уже почти четыре месяца в Аркалыке стоит вагон с металлоломом, измерить радиационный фон которого, как говорят специалисты, "шкалы не хватает". Не сумев доказать, что возвращенный из Китая лом был подменен, контролирующие органы "перекладывают" ответственность за него друг на друга. А между тем опасное сырье до сих пор не дезактивировано и продолжает "фонить".
Инцидент с возвращенным китайскими таможенниками ломом вызвал конфликт не только между национальными службами безопасности Казахстана и КНР, но и между отечественными ведомствами. Таможенный комитет винит в происшедшем сотрудников СЭС, те в свою очередь - таможенников, а "Казахстан темир жолы" "разводит руками". При этом представители всех этих ведомств в один голос говорят, что возвращенный груз подозрителен и, возможно, вообще не наш, а китайский.
Между тем вероятности того, что из Казахстана под видом чистого может вывозиться радиоактивный металлолом, тоже исключать нельзя.
В республиканской СЭС нам сообщили, что ее сотрудники проверяют металлолом на радиацию только при его подготовке к отправке, когда он еще на территории отправителя. Дальнейшая погрузка лома происходит без участия представителей органов госсаннадзора. А уже загруженные вагоны проверяют фирмы, получившие лицензию Комитета по атомной энергии.
В соответствии с законом "О таможенном деле РК", за соответствие ввозимых и вывозимых из Казахстана товаров прилагающимся документам отвечают таможенные органы. Но и там стопроцентной гарантии того, что весь груз "чистый", тоже дать не могут. Причина в том, что акты радиационного обследования выдаются на всю экспортируемую партию в целом, а не на каждый вагон в отдельности.
Так что в случае возврата подозрительного груза доказать, что он был абсолютно "чистым", невозможно.
Однако в случае с аркалыкским вагоном контролирующие органы все-таки склоняются к версии, что его груз был подменен.
Возможность того, что специалисты санэпидстанции не сумели обнаружить излучение мощностью в 3891мкР/час (это доза радиации в аркалыкском вагоне), ничтожна. Такой фон не мог пропустить даже самый безграмотный дозиметрист, говорят в санэпидстанции. Радиологическое оборудование, по словам руководства республиканской СЭС, ежегодно проходит проверку в лаборатории Госстандарта. Поэтому точность измерений санэпидстанция гарантирует.
Кроме того, сомнение вызывают действия китайской стороны. Аркалыкский вагон без проблем прошел установленную КНР арку, измеряющую гамма-излучение. Со слов представителей китайских специалистов, арка не пропускает грузы с гамма-излучением выше порогового значения в 75 мкР/ч.
Если бы излучение было таким, какое наблюдается сейчас, то вагон никак не смог бы пройти гамма-пост. Однако лом благополучно перевезли на территорию КНР. Там он находился еще около 15 дней. Вагон разгрузили, снова загрузили и отправили обратно в Казахстан.
В сопровождающих документах возвращенных из КНР вагонов китайские службы ставят отметку "радиоактивно", не указывая ни уровень радиации, ни единицы измерения. И этому тоже есть объяснение. Как выяснилось, по большей части причиной возврата "радиоактивных вагонов" является совсем не излучение лома. К примеру, китайцев не устраивает то, что среди лома обнаруживаются неразрезанные кислородные баллоны, которые, попав в переплавку, могут взорваться. Либо оказывается, что металлолом состоит из разной мелочи, к примеру, проволоки. В этих случаях грузоотправитель идет навстречу покупателю и снижает цену доставленной партии. Если договоренность достигнута, то вагон даже без повторной проверки проходит границу и уже не возвращается. И это несмотря на то, что в документации уже стоит значок радиации.
- Нами неоднократно были зафиксированы случаи незаконного направления радиационных грузов с китайской стороны, - говорит заведующий отделом радиационной гигиены республиканской СЭС Насынгали Кожахметов. - Например, в 1997 году на станции Хоргос целый ящик радиоактивных источников, завезенный из Китая, был возвращен в КНР. Однако через несколько месяцев эти же источники снова попали в Казахстан - их оставили на нашей территории близ границы. Тогда было создана государственная комиссия, и по ее решению источник был захоронен в Казахстане.
- А в апреле прошлого года на станции Дружба были обнаружены еще два контейнера радиоактивных отходов с китайским знаком радиационной опасности. Это был грунт в мазуте. Также была создана госкомиссия и проведено расследование. Китайские службы забрали груз, признав его своим. Но подписать акт передачи отказались. Тогда мы заполнили односторонний акт сдачи и зафиксировали его как радиационную аварию. Хотя на самом деле это была радиационная диверсия, - считает Кожахметов.
И подобных случаев, говорят сотрудники СЭС, было немало. Случалось так, что еще до прибытия государственной комиссии радиоактивный груз оказывался у отправителей и обращаться с претензией к китайской стороне уже не имело смысла.
Судя по всему, и в этот раз радиоактивный лом будет захоронен на территории Казахстана. Снова на деньги из государственного бюджета Казахстана. И это будет происходить с каждым возвращенным вагоном. До тех пор, пока чиновники не создадут нормальную систему отправки нашего сырья на экспорт.
Комментарии читателей Оставить комментарий