Сарышаганский прорыв

На военном полигоне в Сарышагане тактические ракетные комплексы "Точка-У" и реактивные системы залпового огня "Ураган" и "Смерч" методично сравнивают с землей железобетонные мишени. Со смотровой площадки до самого горизонта видна выжженная земля, бегущие в учебную атаку десантники, стремительный прорыв "сквозь врага" боевых машин пехоты и танков. Кругом дым, гарь, жуткий вой падающих авиабомб. За ходом крупномасштабных военных учений наблюдает верховный главнокомандующий - президент страны Нурсултан Назарбаев. Министр обороны генерал-полковник Мухтар Алтынбаев постоянно рядом с ним, по правую руку…
А ровно за сутки до начала этой "огненной симфонии" мне удалось "прорваться" в кабинет к министру обороны в его алматинской резиденции. На вопросы (удобные и не очень) Мухтар АЛТЫНБАЕВ отвечал охотно, не уходя от проблем и не поглядывая беспрестанно на свои командирские часы.
- Мухтар Капашевич, скажите, какой смысл в тщательно отрепетированных маневрах? Зачем тратить силы и средства на уничтожение нереального противника? Деньги некуда девать?
- Почему же некуда? Незакрытых финансовых дыр в Вооруженных силах еще много, но то, что положено потратить на боевую подготовку, что заложено в бюджете на совершенствование солдатской и офицерской выучки, мы должны потратить по назначению. Что мы и делаем. Кстати сказать, на предстоящие учения лишних средств, помимо предусмотренных в планах боевой подготовки, потрачено не будет. Все в пределах нормы. В некоторых случаях мы даже значительно сэкономим.
По словам Мухтара Алтынбаева, во время боевых стрельб на Сарышаганском полигоне в ход пойдут "просроченные" снаряды и ракеты. Тем самым не надо будет Министерству обороны тратить немалые средства на их утилизацию.
- Господин генерал, помнится, после возвращения на должность министра обороны вы грозились своих подчиненных подвергнуть жесткому тестированию: мол, кто не выдержит диалога с компьютером, должен с должностями расстаться. И что, уже есть результат?
- К компьютерному тестированию мы действительно приступили, но выборочно. Завалить человека и понизить его в должности - не такое сложное дело. Гораздо важнее побудить офицера к совершенствованию. Чтобы он не боялся быть разжалованным, а четко понимал, где у него слабые места и над чем надо усиленно работать. В период кадрового голода нам приходилось назначать на высокие должности офицеров и генералов, не имеющих достаточного опыта. Некоторые, к сожалению, так и не смогли подняться до необходимого уровня и поэтому были переведены туда, где смогут проявлять себя лучше.
- На сколько процентов, Мухтар Капашевич, с вашим приходом на министерский пост командный состав Вооруженных сил обновился?
- Я бы не стал подсчитывать в процентах, но должен вам сказать, что заменить пришлось немало…
Под секвестр, образно говоря, "кадровый нож", по выражению министра обороны, в первую очередь попадали некомпетентные, нерасторопные, не умеющие сориентироваться в сложной обстановке военачальники.
- Все, кто по ряду причин был смещен с должностей, не высказывали возражений, не пытались даже доказать, что достойны оставаться на прежнем месте и приносить максимальную пользу войскам. Значит, решение было верным. Тем более что оно принималось коллегиально, в присутствии моих заместителей и командующих округами.
- А как обстоят дела с финансами и контролем за денежными потоками? Слышал недавно, в Минобороны потерялась значительная сумма. Так ли это, господин министр?
- 37 миллионов тенге действительно по фиктивному решению суда были перечислены одной фирме, якобы за стройматериалы. Это случилось за два дня до моего назначения на должность. Сейчас активно ведется следствие. Думаю, что виновные обязательно будут найдены…
(Продолжение следует)
Комментарии читателей Оставить комментарий