Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ


Постер фильма «Обыкновенный фашизм».

© КВО «Крупный план».

«ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1965, ч/б, 138 мин.

Документальный фильм.

Рассказывают, что посмотрев этот фильм, секретарь ЦК по идеологии Суслов спросил автора: «Михаил Ильич, за что вы нас так любите?». Вопрос вполне логичный по отношению к творцу советского искусства, чей единственный адресат — государство. Но если бы всемогущий серый кардинал мог понять, что Ромм выясняет отношения не с партией, не с государством — с самим собой... Трагическая «тайная свобода» представителей поколения, творивших в своих классических фильмах образ идеального мира и ставших затем его узниками, к счастью, не умещалось в это сознание. Но именно она сделала очередной монтажный фильм о третьем рейхе одним из главных событий отечественного киноискусства 60-х. Конечно же, автор демонстрирует тут свой предельный профессионализм — и беспредельное кинематографическое чутье, делая свой фильм учебником по документальной природе кинообраза, что было очень актуально в те годы. Фактически Ромм строит всю драматургию «Обыкновенного фашизма» на том же самом принципе, на котором строит ее в тогда же снятом «Фотоувеличении» Антониони, — на раскрытии третьих, четвертых, двадцатых планов кадра, меняющихся в корне, а то и переворачивающих его первоначальный смысл. Именно за счет этого принципа киноизображение превращается в образ, причем происходит это на наших глазах.

Для советской системы такой принцип приобретал добавочный смысл. Броский образ Виктора Демина — «брат подробностей» из евангелия тогдашних кинонаваторов, книги «Фильм без интриги» — на самом деле был еще и точным определением политического рода: подробности действительно бунтовали против официального клишированного сознания. В картине Ромма они заставляли официальный документ саморазоблачаться, высвеченные умным взглядом мастера, и превращали тем самым документ в образ. Холуй с лопатой на заднем плане Гитлера, на строительстве образцово-показательного автобана, озобоченный не столько тем, чтоб эффективно копать, сколько тем, как бы попасть в такт фюреру, превращался в символ гитлеровской системы. Ошеломляющий монтаж детских лиц из современной идиллии и юных узников концлагерей — как память и боль, под этой идиллией тлеющие — потрясал, и потрясение это рождало новые фильмы — тот же хуциевский «Был месяц май», например.

Однако, все это — так или иначе — побочный результат. Ведя разговор о катастрофе, постигающей массу, когда она передоверяет свое право выбора кому-то — вождю, фюреру, неважно, Ромм в первую очередь обращался к собственному драматическому опыту, себя, а не кого-то судил прежде всего. Вся судьба его откликнулась, отозвалась: тут — и стремительное вознесение после дилогии о Ленине, и потаенные муки подчинения чужой воле на рубеже 40-50-х, когда дважды мысли о государственной необходимости все сильнее заглушались внутренним голосом, и самоубийство на фронте в 1943 году старшего брата, не вынесшего первой вспышки державного антисемитизма, и его собственные попытки противостоять надвигающейся чуме —успешная в том же 1943-м и безуспешная в 1948-м. И речь против инициаторов травли — Кочетова, Сафронова, Грибачева — в 1962-м, расходившаяся в списках и стоившая ему мастерской во ВГИКе. И полное неприятие учениками предыдущей мастерской (Тарковским в первую очередь) «Убийства на улице Данте» в 1958.

Блистательный мастер фильма — группового портрета (в этом смысле жанр «Пышки», «Тринадцати», «Мечты» уникален), он прежде всего стал искать в сотнях тысяч метров пленки лицо обычного маленького человека. И не нашел. Оказалось, что лиц уже не было. Режим стер их. И это было также страшно, как кадры убитых, убиваемых и ожидающих смерти детей и женщин. У тех лица — были. У этих — не было. Есть фотография: Ромм, отсматривая очередной материал, отстраняется от экрана и прикрывает глаза руками. Что было в этот момент на экране? Есть в фильме кадр — съезд нацистских писателей. Люди в форме — в зале, человек в форме — на трибуне объясняет какие романы им надо писать. Фильм окончательно сложился в тот момент, когда автор понял, что говорить должен сам, от собственного имени. Сознанию обезличенной массы, отпечатавшемуся в документах — чудовищной машине, — противопоставлен живой, человеческий голос. Машине в фильме противостоит не другая машина, как точно заметил тогда же Л. Аннинский, машине здесь противостоит личность. Она выходит на бой с машиной и одерживает победу. Обнаруженное родство двух систем (женщины, тянущиеся к Гитлеру под саркастически блистательный комментарий автора: «Ну, тянись же к своему богу, хватай его за палец», до ужаса совпадали с аналогичными женщинами, тянущимися к Сталину в прекрасно известной Ромму «Колыбельной» Ветрова) отнюдь не означало для автора «Обыкновенного фашизма» родства идей коммунизма и фашизма. Первой он был предан до последних дней, вторую ненавидел. Напротив, это родство свидетельствовало о чужеродности сталинизма вдохновлявшим Ромма всю жизнь революционным идеям (это было очень в духе тех лет). Но личностный пафос его картины от этого не менялся.

Система не ощутила ее, постаралась сделать вид, что ничего не заметила, а через несколько лет потихоньку положила картину на полку.

«Обыкновенный фашизм» восстановил статус Ромма как учителя — но уже не только для непосредственных учеников (Хотя, например, хроника демонстраций в Пекине, где над неразличимой людской икрой возвышается одно и то же лицо, в «Зеркале» Тарковского смотрится прямой цитатой из Ромма), а и для общества в целом. И он понял это, взвалил на себя эту ношу и нес до конца дней.

Прокат — 20 млн. зрителей.

Режиссер: Михаил Ромм.

Авторы сценария: Михаил Ромм, Майя Туровская, Юрий Ханютин.

Оператор: Герман Лавров.

Композитор: Алемдар Караманов.

Звукорежиссеры: Сергей Минервин, Борис Венгеровский.

Монтаж: Валентина Кулагина.

Золотая медаль фильму, премия за лучшую режиссуру (М.Ромм), премия за лучшую работу звукорежиссера (С.Минервин) по результатам голосования творческой конференции к/ст «Мосфильм» (1966); Специальный Высший приз жюри и премия кинокритиков ГДР МКФ документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге-65; Специальный приз жюри постановщику фильма по разделу (М.Ромм) хроникально-документальных фильмов ВКФ-66 в Киеве; Приз «Клио» премия конкурса «Музы пражских зрителей» (Чехословакия-66).

Теги: Документальные фильмы | Мосфильм | Отечественные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
© KM.RU, Кирилл Дуболев
Ситуация критическая. Росстат засекретил данные по демографии в стране
© KM.RU, Алексей Белкин
КПРФ утвердила смену официального названия партии
Трамп заявил о планах устроить России «маленький сюрприз»
Почему сделка России и США состоится не сейчас
Избранное
«По всей конструкции государственной власти был нанесён мощный удар, и в определённый момент показалось, что он достиг цели»
«Глава ВЦИОМа Валерий Федоров снисходительно посетовал на доминирование в обществе позитивной памяти и позитивного отношения к СССР»
Общпит «Сеятель» (компакт-кассета)
Nagart «13 этаж»
Дипломатия во время войны: Алиев переигрывает Пашиняна
Ария «Гость из царства теней» (2CD + DVD)
«Надела на голову трусы мужа»: коронавирус окончательно искорежил психику жителей России
Руководство Дагестана готово капитулировать перед исламскими радикалами
Гарик Сукачев доказал свою любовь к русским народным песням
Опера-драма Алексея Рыбникова «Le prince André. Князь Андрей Болконский», «Градский Холл», 21 и 22 октября 2022 года
Сергей Черняховский. НАТО и сотрудничество
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.