Штокман умер еще до рождения

Подобные комментари появились после того, как член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов на конференции Offshore Northern Seas 2012 в Норвегии объявил о закрытии проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море (3,9 трлн куб. м газа – одноо из крупнейших в мире).
Штокмановское месторождение (расположено в Баренцевом море в 550 километрах к северу-востоку от Мурманска) много лет был «козырной картой» не только «Газпрома», но и российской власти вообще. Много лет бытовало мнение, что за право участия в освоении русского Севера иностранцы будут готовы заплатить практически любую цену. Потому не торопились с выбором партнеров. После многих лет переговоров остановились на норвежской Statoil и французской Total. Но до начала работ дело не дошло. Этим летом норвежцы вышли из проекта, смирившись с потерей уже вложенных в бумажную волокиту трех с лишним сотен миллионов долларов. Французы медлили, но было ясно, что вот-вот тоже сбегут. В общем, «Газпрому» не оставалось ничего другого, как просто закрыть (в монополии говорят – «приостановить») проект. Почему так получилось?
«Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе,— приводит слова В. Черепанова Reuters. — У нас значительные запасы газа... Мы не должны принимать поспешные решения». Норвежцы и французы от комментариев воздерживаются. Однако, любопытно понять, почему вдруг оказались «расходы слишком велики» за пять минут до начала освоения месторождения? Со стороны «Газпрома» следуют невнятные объяснения про то, что там льды и холодный ветер, а цены на газ растут не так, как хотелось бы. Но краткое знакомство с историей вопроса приводит к мысли, что все проще. «Газпром» упорно навязывал партнерам решение прокладывать в северных льдах очередной газопровод. А партнеры никак не понимали, зачем это делать, ведь это дорого, проще сжижать газ и возить его в баллонах, куда надо.
Иностранцы не понимают, что у российской монополии свой особый взгляд на организацию бизнеса. И что монополия все больше, похоже, ощущает себя прокладчиком трубопроводов, чем добытчиком газа. Некоторая логика в этом есть: газов нынче все, кому не лень начинают торговать, а на трубу можно крепко сесть монопольным задом и выгодно продавать билеты за доступ к ней. Объяснить все это норвежцам и французам не удалось, и проект закрыли.
Причем те же норвежцы, кажется, до сих пор ничего не поняли и говорят, что возможно прямое продолжение диалога с «Газпромом» вне рамок прежнего партнерства. «Штокман - это колоссальные ресурсы и интересные возможности. Но нам нужно соглашение по коммерческим и техническим вопросам. Над этим мы и работаем. Технически проект осуществим, но нужно урегулировать коммерческие вопросы», - цитирует Reuters представителя норвежской компании Янника Линдбака.
Наверное, имеется в виду нереализованное обещание российских властей предоставить серьезные налоговые льготы для проекта, которые бы позволили добиться рентабельности. Но эти обещания перестают быть разумными, если надо покрывать прокладку труб подо льдами северного моря. Кажется, что тут российский Минфин и российское правительство в целом рассуждает так же, как норвежские и французские нефтяники – это слишком «жирно». Замглавы «Газпрома» Валерий Голубев сказал Reuters, что «решение о компенсации для зарубежных участников не принято».
«Газпром» стоит на своем и опять угрожает найти других партнеров. Представитель Газпрома Сергей Куприянов уже успел заявить «Ведомостям», что сейчас концерн ведет переговоры с потенциально возможными участниками проекта. То же сказал Bloomberg Всеволод Черепанов: мол, планируеем заново выбрать партнеров в течение месяца, в числе кандидатов — Shell. Но таким словам уже мало веры – монополия всю весну обещала то же самое, называлась и компания Shell, но все оказывается до сих пор блефом.
Найти новых партнеров Газпрому надо срочно (в компании говорят – за месяц). Без этого нельзя, потому что в России нет технологий и опыта добычи и сжижения газа в предлагаемых условиях. А спешить надо потому, что иначе российский Минфин невозможно будет убедить в том, что надо срочно позволить монополии повысить и внутренние тарифы на газ – это делается всегда под предлогом того, что деньги нужны на осуществление проектов, имеющих важное общенациональное значение. Решение же по тарифам будет этой осенью.
Мировая конъюнктура ухудшается из-за добычи в Штатах сланцевого газа. Хоть «Газпром» и продолжает говорить, что сланцы ему не страшны, но уже Минэкономразвития РФ выдало официальный прогноз снижения цен на газ в мире и падения объемов российского экспорта. В одном мнение «Газпрома» и большинства аналитиков совпадает – штокмановский газ найдет сбыт, если его себестоимость будет в рамках приличий.
После долгих споров с норвежцами и французами, «Газпром» уже не против сжижения газа. Согласен даже и на 100% его сжижать. Но с оговоркой - за вычетом газа, нужного для газификации Мурманской области. А для этого, можно понять, надо строить дорогущую подводную трубу за деньги инвесторов, а не обеспечивать мурманчан СПГ…
Проблемы Мурманска мало интересуют иностранцев, они наивно думают, что эти проблемы должны бы снимать российское правительство, а не западный бизнес. Тоже ведь не объяснить им, что главная задача нашего правительства – командовать бизнесом, а не защищать вверенное население. Кстати, российское правительство уже успело включить предполагаемые объемы добычи газа на Штокмане в прогноз на 2016 год.
Теперь просматриваются такие варианты развития событий. Некоторое время «Газпром» продолжит поиск новых партнеров для Штокмана. Больше шансов за то, что не найдет таких, кто согласится на дополнительные траты по прокладке труб или еще какие только ради того, чтобы российской монополии было удобнее просить повышения тарифов для российского населения у российского правительства. И даже если придет Shell, но А в итоге «Газпрому» придется отказаться любимого дела – от прокладки как можно более дорогих трубопроводов, то монополия, скорее всего, потеряет всякий интерес штокмановской затее. И очень скоро мы, наверное, услышим, что на самом деле есть гораздо более привлекательные проекты, чем освоение одного из крупнейших мировых месторождений газа. Так что Штокману грозит глубокая заморозка. Впрочем, тамошним птицы гаги и рыбы, еще не отравленные многочисленными захоронениями на морском дне старых боеприпасов, смогут этому порадоваться. Российским соседям тоже будет повод опять над нами поулыбаться. А для российских потребителей отечественого газа все-равно что-нибудь придумают, чтобы тарифы поднять.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Статья скорее эмоциональная, нежели аналитическая, типа - как у нас всё плохо, а там - даже буржуины и те лучше, что в принципе есть повторение прописных европейских "истин". А теперь небольшая сноска. Ехал как-то в свободные 90-е поездом - разговорился с украинским колхозником о жизнях. И тот мне поведал - колхоз выращивал сахарную свеклу: вспахали, засеяли, вырастили - собирать пора, а тут председатель и говорит - выращивать свеклу - ну нерентабельно, оттого собирать урожай и не будем. Так свекла и пропала на корню. И никак тот колхозник не мог уразуметь - почему же вложив кучу денег в урожай, лучше не собрать его и продать - отбив хоть кое-какие деньги, а пустить на распыл. И теперь он уже не колхозник - колхоза и в помине нет, а ездит он в Москву за автозапчастями и живёт этим. И видится здесь не председатель виновником, а построенная система "свободного рынка", предоставившая одинокий колхоз на съедение единому фронту демпингновавшей Польше. Вот такая аналогия.
А может и вправду подождать пока газ дешевеет, совсем не обязательно выкачивать все непременно сейчас. пусть останется что то следующим поколениям людей.
"Предприниматели" (высокопоставленное ворьё из России) хотели что бы буржуи сделали за них всю работу а они лишь сочныии губами припали к трубе. А буржуи не станут нечего делать если у них не будет гарантии что всё это не будет ихним по их цене. Всё просто, глупость и тупость, жадность и делитанство чиновников из РФ столкнулись с прогматическим расчётом и адекватностю "партнёров". Победил конечно здравый смысл но не у нас. РФ осталась так и не украденным газом (что приятно) а буржуи в очередной раз просто убедились в том что с чиновниками РФ иметь дело не стоит. Поразительно, "газпром" пытается доить всех, и потребителей и партнёров по бизнесу.
""Тоже ведь не объяснить им, что главная задача нашего правительства – командовать бизнесом, а не защищать вверенное население"" золотые слова.
Я рад за то что в очередной раз наше правительство "умылось", причём хрась "мордой лица" в то, что заслужило по праву!
"-Как хорошо началось! "Вызываем в Москву!.. И как скверно кончилось - самодеятельностью!.." (фильм "Волга-Волга")...
О чем печаль? Месторождение-то осталось. То кричат, что , мол, все достояние народное в трубах гоним за границу буржуинам- теперь кричат:"Почему не гоним, чего стоим, любой ценой надо гнать". Пора бы уж и определиться. И еще: снабжение газом городов в тех странах, откуда партнеры Газпрома- это как раз забота компаний, а вовсе не правительств. Правительства там только налоги дерут.