Моду на «конец света» подстегнул экономический кризис

Всего каких-то два месяца остались до дня, когда закончится цикл Большого календаря майя, длившийся 5125 лет. Версий, что именно случится 21 декабря 2012 года, существует множество, но объединены они под общей вывеской, до боли знакомой – «конец света».
Со счету можно сбиться от перечисления всех несостоявшихся доселе таких «концов». Чего стоит лишь пророчество Нострадамуса, который действительно с поразительной точностью мог предвидеть некоторые ключевые события мировой истории, но вот с концом мироздания вышла у пророка промашка. Да и помимо легендарного старца провидцев полно. Перечислять всех нет ни желания, ни нужды: жажда всемирной славы – больно заразная штука.
В череде предсказателей апокалипсиса индейцы майя с их календарем стоят особняком, поскольку речь тут уже идет не просто об очередном прозрении какого-нибудь условного тибетского монаха или уездного пресвитера, а как-никак о древнем артефакте, представляющем даже не столько эзотерическую, сколько строго научную ценность. Собственно, исследователи этих индейских писаний являются одновременно и генераторами, и разоблачителями страхов о неизбежном «конце света». Дело в том, что в найденных письменах, образующих т. н. Большой календарь, вовсе не говорится о том, что конкретно 21 декабря 2012 года все кончится. Более того, в текстах древних индейцев содержатся даты и после пресловутого «дня Х».
Надо сказать, что среди исследователей древних настенных надписей за пару месяцев до столь ответственной даты так и не выработалось единого мнения, как же следует корректно трактовать назначенный майя конец большого цикла мироздания. Непосредственных указаний на «конец света» ими не дается, и, как следствие, среди исследователей в разных странах все более крепится убеждение, что речь идет лишь о «техническом» окончании календаря – как все мы в конце каждого года срываем со стены старый календарь и вешаем новый. Более того, древние письмена вроде бы и вовсе указывают на то, что речь должна вестись, как раз наоборот, о начале некоего качественно нового цикла. Стоит отметить, что едва ли не большая часть экспертов из ученого мира и вовсе предпочитают видеть в письменах древнего мексиканского племени лишь занятный и, безусловно, исторически ценный древний артефакт, но не более того.
Между тем истерия вокруг известной даты нарастает во вселенском масштабе. Тема «конца света» вообще очень благодатная с точки зрения маркетинга: под эту сурдинку можно очень неплохо подзаработать, что показали и предыдущие «концы света». Книги, кино и прочие прелести медийно-потребительского общества требуют больше креатива, требуют постоянного напряжения, которое успешно создается благодаря мистичности самой темы – никто ведь не может утверждать со стопроцентной вероятностью, что речь идет о деле или об афере, как минимум до самого того дня, когда все точки над «i» окажутся расставлены сами собой.
Да и обыватели подхлестывают ажиотаж будь здоров. Так, совсем в двух шагах от нас, в Латвии, не так давно был случай из разряда «нарочно не придумаешь». Организаторы одного из эзотерических фестивалей решили ни много ни мало застраховать себя и свое детище от «конца света». При этом среди прочих страховых случаев организаторами были заявлены, к примеру, «похищение инопланетянами», а также «разрыв пространственно-временного континуума, из-за которого участники могут попасть в параллельные миры». Долго, говорят, латвийские страховщики ломали голову над тем, как корректно оформить соответствующий страховой договор и, главное, как проводить проверку наличия страхового случая. В итоге сделка не состоялась, но сама заявка, безусловно, достойна того, чтобы попасть в учебники.
И, как робко подсказывает интуиция, всех нас ожидает еще немало забавных примеров подобного рода. Быть может, даже начнут принимать ставки на «конец света» – сам факт и его сценарий. Удивляться этому не придется, поскольку для общества, живущего в формате развлекательного захватывающего телешоу, это, согласимся, просто органично.
Своим отношением к массовой истерии вокруг предполагаемого очередного «конца света» в беседе с обозревателем KM.RU поделился российский историк и публицист, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков:
– К этому следует относиться спокойно. Во все времена люди ждали конца света. Это – субъективно очень важное занятие, поскольку оно напоминает нам о том, что наше бытие может окончиться и что к этому следует быть готовыми. Это, если угодно, такая своеобразная психологическая проекция.
Человеку, как правило, не свойственно думать о собственной смерти; во всяком случае, мы стараемся о ней не думать. А случай с очередным ажиотажем вокруг «конца света» – как раз повод подумать о том, что все в этом мире рано или поздно заканчивается, и о том, с чем каждый из нас придет к финалу. В этом отношении мысли о конце света могут оказаться полезными. Но вместе с тем нужно понимать также и то, что никому из живущих на Земле не дано знать, когда именно случится конец света. Как известно, человек смертен и, хуже того, смертен внезапно. Так и конец света никогда не происходил в те годы, когда его ждали.
В свою очередь, известный российско-украинский политолог и публицист Анатолий Вассерман постарался найти рациональные причины усилившегося вокруг предсказаний майя мирового ажиотажа:
– Я думаю, что главная причина моды на «конец света» лежит в нынешнем мировом экономическом кризисе – строго говоря, уже даже не кризисе, а второй Великой депрессии. Она развивается несколько медленнее первой, но именно поэтому, скорее всего, затянется на больший срок.
Из первой Великой депрессии, напомню, мир, по сути, окончательно вышел только после Второй мировой войны. И, соответственно, те, кто еще в состоянии если не рассуждать, то хотя бы смутно припоминать рассказы отцов и дедов, ожидают от нынешней второй Великой депрессии таких же потрясений.
Понятно, что не так обидно гибнуть от каких-то природных катаклизмов, как от катаклизмов общественных, поскольку природа – это все-таки высшая сила, с которой человеку пока все же не под силу тягаться, а вот помирать от глупостей политических и хозяйственных руководителей – это обидно. Так что многие полагают, что конец света – это некая такая обидная судьба. Отсюда – и мода на нее.
Комментарии читателей Оставить комментарий
к сожалению, церковь сама встроилась в систему
Чем больше будет честных и порядочных людей в различных структурах нашего общества, в том числе и в Церкви, тем чище и духовнее будет само общество!
Однако, Вы- скорее ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ !!!
Согласен закон должен быть един для всех. Кстати вот что сказал представитель РПЦ Всеволод Чаплин: церковь должна обличать грех, который есть в обществе. Церковь, конечно, это часто делает. Вопрос в том, обязательно ли называть имена? Я считаю, что иногда это делать нужно. И сам называл достаточно большое количество имен, в разных дискуссиях.
ЗАКОН должен быть ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ!!!
И для Мирзаева, и для Pussy Riot! И для чиновников во Власти, обкрадывающих нашу страну!
Должны быть четкие и ясные ЗАКОНЫ, понятные для всех, и приемлемые для большинства граждан нашего общества! И ЭТО ЕСТЬ МОРАЛЬ!
А когда чинуша одной рукой крестится, а другой берет взятку, и никто его за это не наказывает, то ЭТО- АМОРАЛЬНО!
////
И хорошо, когда научные достижения, например в области IT -технологий, и того же Интернета, могут выявить и обличить зарвавшихся ворюг во властных структурах и недобросовестных служащих в правоохранительных органах!
/////
ВОПРОС: МОЖЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ ОБЛИЧАТЬ ПОРОКИ НАШИХ ВЛАСТЕЙ И ИХ ПОДЕЛЬНИКОВ????
- Да совести у вас нет!
- Как нет совести? Она у меня есть, только я ею не пользуюсь