Чего нам ждать от тихоокеанского соседа?

Предстоящий российско-японский форум «Точки соприкосновения: Бизнес. Технологии. Культура», намеченный на 28 февраля и 1 марта, почти не обсуждается ни в прессе, ни в бизнес-сообществе. И это неудивительно. Хотя на встрече впервые за историю отношений двух стран будет рассматриваться вопрос инвестиций в российские проекты, здесь много неопределенности. До сих пор экономическое взаимодействие с тихоокеанским соседом представляло собой «белое пятно»: куда больше внимания уделялось политике, то есть спору вокруг Курильских островов.
Впрочем, на ум приходят несколько заседаний российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (в ноябре 2012 года состоялось десятое по счету). Из них наблюдатели смогли уловить заметный инвестиционный интерес Японии к ряду энергетических проектов на Дальнем Востоке.
В октябре прошлого года также привлекло внимание подписание японскими проектными компаниями и российскими девелоперами ряда соглашений о намерениях. Документы предусматривали реализацию масштабных строительных проектов сразу в нескольких крупных российских городах, в основном в более экономически развитой европейской части страны.
Становится ясно: предсказать эффект от форума невозможно. И это притом, что в ноябре 2012 года генконсул в Хабаровске Цугуо Такахаси охарактеризовал будущую встречу как «предметный, конструктивный диалог». Нужно ли придавать серьезное значение словам? Не столкнемся ли мы с классической восточной дипломатией, а попросту - продолжением внешней политики? Ведь, если быть откровенными, в вопросе островов мы не готовы идти навстречу и обещать Японии Курилы. В отношении улучшения инвестиционного климата мы также мало что можем предложить: планов – громадье, а на деле все грустно. Согласно индексному рейтингу инвестиционной привлекательности, который составляет Национальное рейтинговое агентство, Россия занимает 116-ю строчку из 190. Ближайшими ее соседями являются Эквадор и Гренада.
При этом Россия заинтересована в стратегических инвестициях. Взять хотя бы отечественную промышленность, в которой из-за недостатка финансирования уже сложилась патовая ситуация. Так, в январе промпроизводство сократилось впервые с октября 2009 года. Впрочем, тогда мы наблюдали восстановление отрасли после кризиса. Сейчас, наоборот, индустрия плавно вошла в пике: промышленный выпуск в первом месяце года упал на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
И все-таки предположим, что японцы захотят инвестировать в российскую экономику. Наиболее важным вопросом тогда станут отрасли, в которые они захотят вкладывать, а мы им позволим. Очевидно, Москва не заинтересована в допуске Токио к российской оборонной промышленности и усилении его присутствия в нефтедобывающей отрасли. Скорее всего, восточных инвесторов привлекут энергетика и научно-техническое сотрудничество, предполагают эксперты. Они же предупреждают, что японцы традиционно придают большое значение прозрачности финансирования и логистике, а также минимизации рисков. Следовательно, чтобы заинтересовать Японию, властям придется сильно постараться.
На руку нам может сыграть то, что японская экономика ориентирована на внешнее инвестирование. Несмотря на сравнительно небольшую площадь (61-я в мире, немногим превосходит Германию), численность населения Японии лишь немного уступает РФ. В то же время в стране находится огромное количество промышленных предприятий, которые, при всем желании и наличии средств, не могут увеличивать производственные площади. Наиболее активно японцы сейчас инвестируют в Индию, а также в Австралию, то есть в страны, богатые территориями. С учетом этих факторов Курилы стали бы отличной площадкой для ИХ инвестиций.
Комментарии читателей Оставить комментарий