Традиции, заложенные Россией при продаже Аляски, живы и по сей день

Оправдались самые худшие ожидания: Норвегия улучшила прогноз по запасам углеводородов на шельфе Баренцева моря. Теперь это 390 миллионов кубометров в нефтяном эквиваленте. Речь идет о той самой территории, которую Россия по договору от 15 сентября 2010 года передала норвежцам. По прогнозам Норвежского нефтяного директората, который и сообщил о результатах исследования, ориентировочные запасы углеводородов на этом участке могут оказаться еще больше – 565 миллионов кубометров.
Северные соседи не скрывают своей радости. «Превосходная новость! Предоставленные геологоразведкой данные доказывают, что юго-восток Баренцева моря – наиболее интересный из новых территорий континентального шельфа», – ликует министр нефти и энергетики Норвегии Улу Буртен Муэ, слова которого цитирует Barents Observer. При этом министр понимает, что до начала разведочных работ еще далеко. Правда, «далеко» в понимании европейской страны, даже такой северной, все-таки отличается от «совсем скоро» в интерпретации российских чиновников... Но когда процесс начнется, он окажет серьезное влияние на экономику всего региона.
Собственно, подготовительные работы уже идут полным ходом – это к вопросу о медлительности северных народов. Как пишут «Новые известия», Норвегия начала переброску буровых платформ с шельфа Северного моря; формируется береговая инфраструктура (в последние годы запасы нефти в норвежской части Северного моря, добычу которых страна ведет с 60-х годов прошлого века, стремительно сокращаются; именно поэтому Норвегия так рассчитывала на запасы в Баренцевом море).
Кроме того, на днях Минобороны страны одобрило продажу военно-морской базы Улавсверн группе инвесторов, которые намерены создать сервисный центр для шельфовой нефтегазодобывающей промышленности. Кстати сказать, бывшая натовская база имеет док для подводных лодок и вертолетную площадку. Достанется она норвежцам за 5,1 миллиона евро, то есть почти даром, учитывая, что на строительство некогда секретной базы у НАТО ушло почти 400 миллионов евро.
Впрочем, ряд экспертов полагают, что у России еще есть шанс присоединиться к Норвегии, когда та начнет разработку шельфа. «Пока мы не имеем определенности в стоимости возможной добычи. Кроме того, даже не определен окончательный периметр месторождения, а эта работа может привести к тому, что разработка будет совместной», – считает трейдер Управления инвестиционных операций Наиль Шамсутдинов. Схожее мнение у ведущего аналитика «Альпари» Михаила Крылова: «Надежды на совместную разработку умирают последними. Во-первых, у российских сырьевых компаний в последнее время много совместных предприятий. Во-вторых, у нас много опыта работы на таких проектах. Наконец, если мы не хотим идти работать в совместный проект, значит, есть веские соображения».
Другие специалисты считают, что не стоит сильно обнадеживаться. По мнению коммерческого директора электронной торговой площадки АКД Кирилла Полякова, компромисс, конечно, вероятен, возможна и реализация совместного проекта на пограничной территории, но даже в этом случае уже сейчас очевидно, что для России речь идет об упущенной выгоде в несколько десятков миллиардов долларов или евро.
«Несмотря на различия в историческом контексте и экономике ситуаций, есть определенное сходство у нынешней «норвежской» истории и продажи Аляски. Вспомните, что в конце 60-х годов ХIХ века территория Аляски была продана примерно за пять долларов за квадратный километр (чуть более семи миллионов долларов золотом). В то же время за годы золотой лихорадки на Аляске было добыто золота на сумму свыше десяти миллиардов долларов, то есть Россия, отказавшись от Аляски, понесла не только крупные территориальные потери (в настоящее время Аляска является самым большим штатом США), но в первую очередь экономические и имиджевые», – резюмирует эксперт.
Правда, кроме финансовых потерь, стоит вспомнить и об экологических. До сих пор на активность норвежцев в Баренцевом море реагировали только рыбаки и экологи. Например, российское отделение WWF известило о ситуации МИД и выразило озабоченность по поводу норвежских проектов по добыче нефти в юго-восточной части Баренцева моря. Кстати, море располагает уникальным запасом трески, и именно отсюда подросшие особи попадают в российскую акваторию.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Зачем открывать то америку, это местрождение известно с 80-х,
но осваивать глубоководное буренеие у кромки полярных льдов, может только рехнувшийся, ну вот если норгов уж совсем нужда и припрет пусть сверлят,
раньше этого делать не могли как раз из за споров, а теперь тс "открыли",
вообще все эти открытия попахивают животным пижонством
А ты уверен что осваивать местрождение нефти и газа у кромки полярных льдов доставляет наслаждение, прежде чем выносить чвои хреновы вердикты,
надоб хоть на карту глянуть, а не высирать очередную передовую теорию,
а то поди собственное слабоумие выглядит ценней всего, в любом деле
Не знаю. У меня только сожаление от совместной дурости.
И Шеварнадзе отблагодарили... И видимо и Горбачева. Если помните, сначала грузины выбрали президентом Гамсахурдиа. И лишь потом Шеварнадзе. Так вот, вернувшись в Грузию, Шеварнадзе внес в "Фонд возрождения Грузии" жалких 500 миллионов долларов. Ну все свое нажитое непосильным трудом продал и внес... Себе наверное ничего не оставил...
*
Шеварнадзе не дурак. И в его времена США Грузию подкармливали лучше чем при Саакашвилли. Информация - от грузинов.
Один мой голос может и не решает , но если придут голосовать и те , кто не ходит , то может оказаться , что бюллетеней на всех не хватает . Чуров , на последних выборах , проговорился о 146% проголосовавших на одном участке , а это могло бы на всех участках , приди все на выборы .