Мексика объявила войну «трем толстякам»

Еще пару месяцев назад ничто не предвещало грозы, которая разразится над богатейшими бизнесменами Мексики. От молодого президента Энрике Пеньи Ньето, пришедшего к власти в декабре, все ждали крутых мер по борьбе с наркомафией, бесчинствующей на севере страны. Однако он решил объявить войну другой, ничуть не менее могущественной группировке – телекомам. Первой крупной инициативой президента стал проект реформы в сфере телекоммуникаций и связи, который в ближайшее время удостоится рассмотрения в Конгрессе.
Президент Пенья Ньето пообещал улучшить качество телефонной связи, снизить тарифы и обеспечить мексиканцам доступ к современным информационным технологиям. Ничего не напоминает? Премьер-министр России недавно сетовал по поводу скверной мобильной связи в столице, но тем дело и кончилось. Не таков Пенья: по известной военной заповеди, он решил «бить, а не шлепать».
Президент Мексики предложил учредить мощный регулятор – Федеральный институт телекоммуникаций, который будет распоряжаться лицензиями и разбираться с монополиями – какие казнить, какие миловать. Именно монополии видятся сейчас официальному Мехико главным злом, мешающим сектору развиваться. Тем самым Пенья Ньето объявил войну «трем толстякам» мексиканского телекоммуникационного бизнеса, чье совокупное состояние составляет примерно 85 миллиардов долларов.
Противник № 1 – это богатейший человек планеты Карлос Слим, который «стоит» 73 миллиарда долларов и владеет крупнейшим оператором связи в Латинской Америке. Его компания America Movil контролирует 70% национального рынка мобильной связи и 80% проводных линий, принося ежегодный доход в 16 миллиардов долларов. Она же господствует на рынках связи Бразилии, Колумбии и Аргентины.
На телевизионном рынке Мексики правит бал так называемая «теледуополия», которая информирует и развлекает все 100% местной аудитории. 70% рынка принадлежат могущественной Televisa (владелец – Эмилио Аскаррага, состояние – 2,5 миллиарда долларов). Она же, к слову, держит под пятой и три пятых мексиканского рынка радиотрансляций. Остальные 30% телерынка – достояние TV Azteca (владелец – Рикардо Салинас, состояние – 10 миллиардов долларов). Словом, противники у президента Пеньи Ньето – серьезнее некуда.
На рынках уже гадают, скоро ли Карлос Слим перестанет быть главным богачом Земли: мексиканские котировки откатились к февральским значениям. На дно их, словно пудовая гиря, потащили бумаги злополучной America Movil, рухнувшие разом почти на 3,5%. Ведь, по проекту реформы, любой медийный монополист, контролирующий более чем 50% определенного рынка, будет обязан продать или сдать в аренду «лишние» активы.
В порядке развития конкуренции правительство предложило учредить сразу два телеканала, один из которых будет общественным: его создадут по образу и подобию британской BBC. А чтобы мексиканские медиакараси не заплывали жирком, правительство пригласило иностранных щук. Законопроект повышает потолок инвестиций для зарубежных игроков на рынке телепрограмм с 49 до 100%. Кроме того, иностранцы впервые будут допущены на рынок радиотрансляций, хотя их участие ограничат долей в 49%. Расчет простой: всерьез подвинуть Слима и компанию зарубежным игрокам все равно не удастся, а вот пошевелиться конкуренты (прежде всего американские и бразильские) их уж точно заставят.
Магнатам, должно быть, тем более обидно, что все происходящее – не происки оголтелых леваков или любителей национализации а-ля Чавес. Все эти безобразия творит старая добрая Институционно-революционная партия. Она, правда, отсутствовала у власти последние 12 лет, но вплоть до избрания Пеньи Ньето между медиабоссами и ИРП царили «совет да любовь».
«Почему, ну почему всех президентов всегда устраивало, что рынок так уютно поделен, а этому не нравится?» – вопрошают сейчас, наверное, плачущие медиаолигархи. Разве не им благоволили политики из ИРП, утверждая на рынке медийные монополии? Когда в 1990-х годах президент Карлос Салинас де Гортари запустил приватизацию госсобственности, это стало звездным часом для империи Карлоса Слима. Как напоминает Forbes, ее строительство начиналось с таких компаний, как Telefonos de Mexico: консорциум Слима приобрел ее благодаря помощи президента Салинаса, слегка «подкрутившего» процесс голосования. Не залоговые аукционы, конечно, но тоже не самый джентльменский маневр.
Однако у Институционно-революционной партии Мексики, как известно, нет идеологии – у нее есть цели. И сейчас ее цель – не оказаться динозавром в окружении бурно эволюционирующих экономик региона, где мобильные устройства есть уже почти у каждого и где доступ к информации, связи и Интернету становится залогом современного развития. Кроме того, политики иногда думают и о кошельках избирателей. Слимовская America Movil известна как один из самых жадных мобильных операторов планеты: не так давно ОЭСР критиковала ее за непомерно высокую абонентскую плату. По этому показателю компания входит в число мировых лидеров.
Одним словом, нас ждет захватывающая битва вчерашних союзников, исход которой, учитывая политические, экономические и коррупционные реалии Мексики, пока трудно предсказывать. Случай тем не менее поучительный: нечасто приходится видеть, как государство так называемого третьего мира начинает прижимать олигархов, которые из мотора национального развития постепенно превращаются в тормоз.
Комментарии читателей Оставить комментарий
молоток мекс!
чтит основной закон управления: у руля должен быть только один.
Ладно бы если только олигархи, но ведь у нас на прошлой неделе в интервью действующего министра, по-моему, на втором канале он говорит, что цена на мобильную связь уменьшаться не будет, потому что и так уже ниже некуда. А это государев человек, значит интересы его и магнатов абсолютно совпадают. И еще он добавил, что у нас самая низкая стоимость мобильной связи в Европе. Да, вот так прямо и сказал.
Уважаемые мексиканцы, а дустом не пробовали? Ну, или просто расстрелять? Помогает, поверьте на слово.