Устраивать протесты из-за пенсионной формулы глупо и непрофессионально

Налетела ностальгия по пенсионной формуле. Той самой, простой и прозрачной, которая родилась в 2002 году и век которой был, увы, недолог. Ну вот так сложились обстоятельства – объективные и субъективные, финансовые и демографические. И если раньше все было просто и прозрачно, то в ближайшем будущем мы, скорее всего, получим если не нечто из высшей математики, то уж точно такую формулу, расчеты по которой потребуют некоторого напряжения. Простая и ясная связь между нашими трудовыми усилиями, оцениваемыми заработной платой, и размерами будущего пенсионного обеспечения оказалась утраченной и, скорее всего, навсегда.
Но даже не это удручает. В конечном счете, экономика – наука непростая, равно как и экономическая практика. Дилетантских советов спасения страны было немало, рождение таких проектов сродни вечному двигателю. Меня напрягают принципиальные различия между соусом, под которым подавалась пенсионная реформа более десятилетия назад, и тем, которым она сдабривается сегодня.
Вспомним: в 2002 году проправительственная пресса захлебывалась от восторга, живописуя будущую безбедную жизнь пенсионеров. Ныне лейтмотив выступлений чиновников совершенно иной: главное – обеспечить сбалансированность бюджета пенсионной системы, а будущая пенсия – это уж как получится. До максимальной, которая предполагает бонусы после того, как трудовой стаж работника достигнет 35 лет, доживут далеко не все.
Понятно, что в этих условиях люди не верят государству. Оценки теневого сектора российской экономики, мягко говоря, отнюдь не нулевые. Ольга Юрьевна Голодец, например, ужасается, что неизвестно, чем занимаются 38 миллионов наших с вами сограждан, вполне способных трудиться. Замечу к слову, что непонятно, зачем тогда нужно ежемесячно проводимое Росстатом обследование населения по проблемам занятости: неужели вице-премьер не знает о нем?.. А я, честно говоря, не вижу в этих цифрах трагедию. Радоваться надо правительству, что люди махнули рукой на государство и стали заботиться о себе сами.
А как же иначе? Логика-то проста. Вот, скажем, я плачу налоги? Плачу. Они поступают в бюджет? Поступают. Органы исполнительной власти из него финансируются? Финансируются. Некий министр замешан в коррупции? Может быть, да. Так что за счет таких придурков, как я, этот самый министр, может быть, строит себе базу отдыха. А может быть, дама сердца приобретает себе из этих же средств многокомнатную многоярусную квартиру. Очень может быть. Ну и зачем я буду платить налоги? Вот и не буду – по возможности. Сам позабочусь о себе. И буду претендовать, достигнув пенсионного возраста, разве что на базовую часть пенсии, если уж совсем припрет. Десятков миллионов, конечно, не накопить, но жить, получая пенсию на уровне прожиточного минимума, точно не придется.
Мне кажется, что нынешняя российская власть вообще не очень понимает, что имеет дело с совершенно иным обществом, чем с тем, которое было каких-то пять-шесть лет назад. И дело вовсе не в протестных акциях, а в том, что у нас активно развивается гражданское общество, вне Общественной палаты и невзирая на попытки власти «организовать и возглавить» его. Достаточно вспомнить глаза людей, собиравших на Воробьевых горах вещи и деньги для жителей Крымска (приезжал, сдавал); ознакомьтесь с финансовыми отчетами фонда «Подари жизнь» (сам имел когда-то онкологию, а потому не могу не участвовать) – и поймете, где идет настоящая жизнь.
Не будет протестных акций против новой пенсионной формулы: это было бы как-то глупо и непрофессионально. А вот принять решение, как вести себя в новых условиях, и выполнять его, наверное, смогут многие. Вы думаете, в условиях повышения «пенсионного налогообложения» малого бизнеса сотни тысяч его свернули? Не верю: спрос на их продукцию и услуги отнюдь не пропал. И мы будем рассчитываться с их поставщиками, минуя неэффективного и жуликоватого посредника – нынешнее российское государство.
А с нынешним вице-премьером мы когда-то давно, в середине 1990-х, в той, демократичной еще газете «Сегодня» опубликовали статью «Что скрывает скрытая безработица». Разворот целый. Тогда Ольгу Юрьевну не напрягала скрытая занятость. А вот сейчас – отчего-то да.
И еще, дабы не было вопросов: налоги я плачу честно. Но на пенсию не рассчитываю.
Автор – Сергей Смирнов, д. э. н., директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ
Комментарии читателей Оставить комментарий
Сразу видно, что писал "профессионал". Других в ВШЭ нет и быть не может. Зачем же тогда нам государство? И зачем это государство содержит таких "профессионалов" из ВШЭ столько лет? Насколько мне известно, все социально-экономические программы за 20 лет писались именно этими "профессионалами". Может, пора смирновым-кузьминовым отвечать за содеянное?