Один триллион в пределах бюджетной погрешности

Свершилось! Счетная палата раскритиковала в пух и прах проект бюджета на 2014-2016 годы, составленный министерством финансов. Было бы странно, если бы этого не произошло. Здесь же всё как по писаному: новый руководитель ведомства Татьяна Голикова проявила характер и нашла в проекте массу недочетов, которые в первую очередь не соответствуют майским указам Владимира Путина.
Естественно, дело не только в харизме Голиковой, но и в ее 17-летнем (1999-2007 гг.) опыте работы в Минфине, восемь из которых она занимала должность заместителя и первого заместителя министра. И речь идет не только о старых обидах по отношению к бывшим коллегам. По мнению госаудиторов, финансовое ведомство пренебрегло последним бюджетным посланием президента. В частности, министерство не утвердило бюджетную стратегию до 2030 года, не приняты поправки к Налоговому кодексу об обложении недвижимости, не сформирована полноценная система госпрограмм.
Претензии СП коснулись и излишнего оптимизма Минфина в отношении бюджетных прогнозов. Так, запланированный рост доходов населения и потребительского кредитования, скорее всего, окажется ниже намеченного увеличения потребительского спроса. Аналогичная ситуация с инвестиционным спросом, который тоже может пострадать из-за низкой эффективности инвестиций и сокращения инвестпрограмм крупнейшими компаниями и корпорациями.
Но основное недовольство Счетной палаты вызвали средства, для которых министерство не представило никаких расчетов. Речь идет о 400 миллиардах рублей, что составляет примерно 3% от суммы всех поступлений. Также аудиторы указали на риски непоступления в федеральный бюджет в полном объеме ряда доходов, в частности, в 2014 году более 380 миллиардов рублей по налогу на прибыль и свыше 2,1 триллиона рублей по НДС, если изменятся параметры ВВП или другие макроэкономические показатели. Кроме того, бюджет рискует не увидеть доходы в размере почти 72 миллиардов рублей от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Казахстан и Белоруссию. Это произойдет, если не удастся урегулировать вопрос с беспошлинными поставками российской нефти государствам Таможенного союза.
Имеются нестыковки и в части расходования средств. В частности, есть серьезные расхождения между выделенными бюджетными ассигнованиями и паспортами утвержденных государственных программ.
Наконец, в Счетной палате сильно сомневаются в точности ряда цифр, которыми оперирует Минфин, говоря о средствах пополнения дефицита бюджета. Так, за счет ценных бумаг, размещаемых на внутреннем рынке, министерство рассчитывает в 2014 году привлечь 809 миллиардов рублей, в 2015-м – 1,147 триллиона рублей, в 2016-м – 1,24 триллиона рублей. Возможно, облигации-то ведомство Силуанова разместит, но вот насколько приемлемыми будут ставки? Также речь идет о 455 миллиардах рублей, которые планируется получить в ближайшие три года за счет приватизации, причем уже в 2014 году план составляет 197 миллиардов рублей. Будут ли получены все эти деньги в полном объеме?
Впрочем, министерство финансов уже ответило на критику. Первый заместитель главы ведомства Татьяна Нестеренко признала риски недополучения доходов от приватизации. В целом чиновник согласилась, что в 2014-2016 годах бюджет может недополучить до триллиона рублей доходов.
По оценке аналитика «Инвесткафе» Тимура Нигматуллина, выявленная неточность в размере триллиона рублей составляет ни много ни мало 7,5% от всей доходной части федерального бюджета. «Сами по себе госрасходы формируют более 21% ВВП РФ, поэтому их вынужденное сокращение в итоге может спровоцировать рецессию», – отмечает он.
Правда, экспертов насторожила не столько ошибка, сколько неопределенность с восполнением дефицита казны. «Есть такое понятие, как «рисковая стоимость», которую можно потерять, и в данном случае это не ошибка, а риск потерять деньги, – поясняет директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. – Кудрин давал стоимость с учетом рисков, которые сейчас возросли настолько, что бюджет приходится латать».
Непонятно, как будет действовать Минфин, если столкнется с непрогнозируемым увеличением дефицита. Ведь в документе этот механизм четко не прописан.
Правда, выход есть: займем за границей. По словам главного экономиста по России и СНГ Barclays Capital Владимира Пантюшина, в ситуации бюджетного дефицита Минфину придется сократить суммы нефтегазовых доходов, направляемых в Резервный фонд, а также увеличить заимствования как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Не далее как на прошлой неделе Антон Силуанов упомянул, что его ведомство рассматривает возможность поднять планку внешних займов с 7 до 10 миллиардов долларов в год.
«Долгосрочные ставки на рынке ГКО-ОФЗ на текущий момент составляют 7,22%, что примерно на 1-1,5 процентных пункта выше уровня инфляции, – говорит Тимур Нигматуллин. – В целом замедление темпов экономического роста ВВП РФ не сильно сказалось на доходности госдолга. Например, в разгар кризиса 2008-2009 года ставки приближались к 12%. В целом можно говорить о том, что заимствования вполне могут стать надежным источником финансирования дефицита госбюджета».
Пока решение об увеличении госдолга еще не принято, зато после критики Счетной палаты Минфин сделал выводы: надо быть осторожнее с расходами и продолжить накопление нефтегазовых денег ради большей сбалансированности системы. Сейчас Россия держит в суверенных фондах 8,4% ВВП, что меньше, чем мы потратили на закрытие «дыр» во время последнего кризиса.
Причем складировать деньги в Резервный фонд, размер которого на 1 октября составлял 2,7958 триллиона рублей, мы вынуждены. «На текущий момент при исполнении пессимистичного сценария, когда нефть подешевеет со 109 до 80 долларов, федеральный бюджет за счет Резервного фонда может быть сформирован без сокращения расходной части в течение двух лет», – напоминает Нигматуллин. А Михаил Крылов отмечает, что продолжение канализации нефтегазовых доходов в Резервный фонд - это правильная стратегия, поскольку на нем основана устойчивость экономики.
Вот так и живем: занимаем за границей, а то, что получаем за счет продажи сырья, складываем в чулок на черный день.
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Татьяна Голикова проявила характер и нашла в проекте массу недочетов, которые в первую очередь не соответствуют майским указам Владимира Путина".---А соответствует ли проект шестидесяти ФЦП Путина? А майские Указы Путина им соответсвуют? А вообще то, не тем занимается Голикова во главе СП. Залдача СП-это помогать Думе следить за расходованием бюджета,а за его составлением. Как говорится, занимаемся тем,чем умеем. Или ущем там,где светлее.
Триллиона не хватает, и триллион, по оценкам экспертов,
чиновники распилили.
Интересно, дегенератов Улюкаева, Силуанова и Ливанова пристрелят или застявят помучиться? Это я так, рассуждаю вслух...
Ограбят опять пенсионеров и успокоятся.
уже-шагреневая кожа.