Депутатский проект о запрете возврата продуктов поставщику не получил поддержки отрасли
Пустые полки магазинов, обилие продуктов с Е-добавками и дополнительные препятствия для вывода на рынок новой продукции – такие последствия проекта о запрете на возврат продуктов производителю назвали участники "нулевых чтений" инициативы в Общественной палате.
Представители ритейла, отраслевых ассоциаций и Правительства единогласно заявили о том, что в текущем варианте поправки в закон о торговле, предложенные Ириной Яровой, Эрнестом Валеевым и другими депутатами, приняты быть не могут и проект необходимо скорректировать еще до первого чтения. Оно намечено на март текущего года.
Продукты питания © KM.RU, Илья Шабардин
Поправки в ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" поступили в "нижнюю палату" в январе текущего года. Их суть – полный запрет на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении срока годности.
Депутаты мониторинговой группы "Честная цена" в пояснениях к проекту заявили, что сейчас торговые сети навязывают поставщикам возврат товара либо его списание за счет производителя. В ином случае подписать договор с ритейлом невозможно.
"В законодательстве установлен законодательный запрет на куплю-продажу продуктов питания с истекшими сроками годности. Однако запрет навязывания не обеспечивается равноправием сторон", – говорится в проекте.
Депутаты отмечают, что тенденция к росту возвратов отечественным производителям качественных товаров, не проданных по истечении определенного срока, усиливается: по отдельным хлебопекарным предприятиям в регионах возврат доходит до 50% от всей поставки, по мясной продукции – до 30 %. Из-за чего компании-производители теряют миллиарды рублей.
"Прямой ущерб производителю – это прямые потери продукции, не реализованной по вине торговых сетей, являющихся собственниками этой продукции. А убытки несет производитель. Более того, такая порочная практика напрямую вредит и покупателю, потому что дополнительный ущерб производителя неизбежно перекладывается либо в снижение качества продукции, либо в уменьшение ее объема, либо в повышение цены. Это все невыгодно покупателю. Поэтому задача законопроекта – защитить и покупателя, и производителя", – говорится в пояснительной записке.
Однако с аргументами депутатской группы на "нулевом чтении" в ОП поспорили представители отрасли. Они заявили, что авторы проекта завысили масштабы потерь и не учли интересы потребителя.
Концептуально идея урегулировать ситуацию с возвратом неплохая, но она требует доработки, высказал позицию Минпромторга заместитель директора департамента развития легкой торговли министерства Никита Кузнецов. В каждом сегменте рынка есть как добросовестные, так и недобросовестные практики, депутатский проект запрещает оба вида.
"Пример добросовестной практики: производителю нужно, чтобы его товар во всем ассортименте присутствовал на полке, но торговая сеть заранее говорит, что этот объем не продастся, и они договариваются о возврате. Или речь может идти о выводе на рынок неизвестного потребителю нового товара, нормально, когда сеть и производитель договариваются разделить риски", – выступил Кузнецов, добавив, что большая часть торговли работает именно по таким правилам. Однако проект запрещает эту схему.
"Существуют возвраты, связанные с рекламационными причинами: качество, дефекты и прочее. В существующей редакции такие возвраты тоже будут запрещены. Если недостаток товара обнаружен после того, как он принят, возврат будет запрещен", – сказал еще об одном минусе проекта представитель министерства.
При этом объемы возврата по всем причинам у торговых сетей невелики – порядка 1%. Большая часть связана именно с некачественными товарами. Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РосПиК) Юрий Канцельсон добавил, что указанных в пояснениях к закону 50% возврата хлебобулочных изделий, как и многомиллиардных убытков у предприятий, тоже не существует.
"Роспотребнадзор не поддерживает проект, хотя в пояснениях написано обратное. Минэкономразвития не поддержало, ФАС не поддержала. Мы думаем, что в протоколе надо отметить как минимум некачественную подготовку документов", – заявил Канцельсон.
Минпромторг со своей стороны провел опрос регионов. В 52 субъектах, от которых уже получен отзыв, мнение разделилось: 40% законопроект поддерживает, 40% – нет.
В РосПиК считают, что вводить новые ограничения в торговле без детальной проработки не стоит еще и из-за снижения доходов населения. Дело в том, что запрет на возврат продуктов может ударить по товарам низкой ценовой категории.
Снижение покупательской способности – одна из причин роста объемов возврата, отметил председатель комиссии Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
"Для некоторых категорий производителей проблемы стали болезненны. Потому что потеря даже 3 тыс. руб. в день из-за возврата тортов делает дыру в 100 тыс. руб. в месячном бюджете небольшого предприятия. Как это обычно бывает, крики отдельных людей были услышаны и приготовлена новая "кувалда", чтобы ударить по всему законодательству", – сказал Борисов.
Последствия применения "оружия" просчитать сложно, сказал он. Экономическая конъюнктура уже заставила производителей серьезно сокращать расходы, что сказывается и на ассортименте. Наряду с ужесточением требований торговых сетей законодательная инициатива может обернуться пустыми прилавками.
"Результат будет только один – все большее сужение ассортимента и меньше возможностей для производителей не только расширять свои производственные мощности, но и просто выживать на рынке. Мы считаем, что не следует стрелять из пушки по воробьям. Надо использовать возможности саморегулирования", – отметил Александр Борисов.
Грамотная работа менеджеров позволяет не допустить возвратов и договориться с сетями о выгодных условиях. Это подтвердили сами производители. По словам директора отдела продаж мясокомбината "Павловская Слобода" Дмитрия Коненкова, законодатели не должны вмешиваться в отношения двух коммерческих субъектов, иначе это внесет дисбаланс в рынок и создаст дополнительные ограничения в работе.
"Добросовестные возвраты позволяют развивать рынок, выводить новинки, выходить в новые регионы. Не секрет, что сейчас доля продукции "промо" (со скидкой, – прим.) выросла, так как кошельки покупателей стали более тонкими. И нам нужно наполнять полки в сегменте "промо" новой продукцией. Что касается недобросовестных возвратов – это переговорная сила экономических субъектов и их отношения", – сказал предприниматель.
Участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости создания рабочей группы по корректировке проекта. И в первую очередь, обсуждать инициативу нужно с позиции защиты прав не производителя, а потребителя, прозвучало в Общественной палате. Пока же Яровая и другие авторы своим законом могут убрать с полки именно те продукты, дефицит которых в рационе россиян наиболее существенен, заявил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
"В России несбалансированность рациона поразительна, особенно в детской группе. Бенефициаром закона являются крупные высокотехнологичные компании, которые обеспечивают сохранность продуктов на полгода. Но есть более дешевые способы сохранения, которые используются в России – вещества с индексом "Е", законодатель не установил их жесткое регулирование. Таким образом, законом создаются хорошие условия, чтобы доля здоровой еды в сетях снизилась, а качество продуктов ухудшилось", – сказал он.
В результате вносимых поправок в первую очередь пострадают потребители, это очевидно, сообщил Накануне.RU доцент кафедры торговой политики РЭУ имени Г.В. Плеханова Михаил Перельман.
"Инициатива напомнит нам о безликих полках из прошлого – произойдет сокращение ассортимента и понижение качества товаров, попадающих на полки. Как любой эффективный бизнес, торговые сети будут оптимизировать модель взаимодействия с поставщиками таким образом, чтобы избежать дополнительных издержек: закупать меньшие объемы, отказываться от ряда мелких поставщиков с продуктами с малым сроком хранения. Таким образом, мы потеряем то, что представляется самым ценным – натуральные скоропортящиеся продукты".
Комментарии читателей Оставить комментарий
он не об этом просил...
они тогда заказывать будут меньше, снижать ассортимент. Опять будут пустые полки... Малые производители либо разорятся, либо вынуждены будут открывать свои лавочки, чтобы хоть с небольшой наценкой продать.
Абсолютно так!!!
Народ рассматривается исключительно, как источник дохода, никакие другие функции для него не предусмотрены... Что делать, народ сам просил об этом в 1991...
Идея хорошая, но сначала надо устаканить дикий капитализм наш - устранить
всевозможные выжималки, присосавшиеся к бизнесу, а уж потом обсудить с деловыми
по поводу ох-ых наценках при движении товара от производителя к прилавку.
А та Шило, уверен, что мы выбираем? Посмотри в зал заседаний и убедись в том что ты ни кого из них не выбирал и знаешь всего не более десяти сидящих в зале. Тоже мне выборщик нашелся. Выбирают за нас тех, кто удобен власти главных лиц и олигархам конечно. Поэтому считаю, что дума антинародный орган и служит только тем на кого работает и кто им платит; и получают думцы за лоббирование антинародных реформ дикие деньги и всевозможные льготы. Даже Жириновский об этом открыто и очень резко говорит со всех трибун. Кстати я думу поэтому всегда пишу не с заглавной буквы, как и бездеятельное правительство медведева.