]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Политэкономия
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

По «энергодержаве» ударил дефицит автомобильного топлива и новый рост цен на него

10:57 4.09.2023
© KM.RU, Илья Шабардин
© KM.RU, Илья Шабардин

Эксперты считают, что с ростом цен на топливо на потребителей по сути перекладывают проблему дефицита бюджета, который к августу 2023 года достиг 2,81 триллиона рублей, или 1,8 % ВВП, при плановом уровне в 2,9 триллиона рублей на весь год

В регионах России продолжает стремительно дорожать автомобильное топливо. На юге страны ажиотажный спрос уже спровоцировал дефицит ГСМ, что поставило под удар уборочную кампанию, но эксперты прогнозируют осложнения не только в АПК, но и во всех сферах, где так или иначе задействован автомобильный транспорт, что негативно скажется на потребительских ценах в общем, включая продукты питания. 

По данным Росстата, автомобильный бензин с конца прошлого года подорожал на 6,62%. Самое дешевое топливо марки АИ-92 во многих регионах пробило планку в 50 рублей за литр. Чуть менее быстро, по данным ведомства, растет дизельное топливо: совокупный индекс за 2023 год достиг 2,73%. А по неофициальным оценкам, общий рост цен составил порядка 10% всего за несколько недель, и где-то солярка стоит дороже высокооктанового бензина. Повышение стоимости горючего связывают с переизбытком других нефтепродуктов, производство которых неотделимо от бензина и дизтоплива, как, например, мазут, и отсутствием спроса на него.

Динамичный рост цен начал сказываться на стратегически важных отраслях. Так, в южных регионах России уже создался дефицит топлива, что только подогрело повышение стоимости и поставило под угрозу уборочную кампанию. Ситуация обострилась настолько, что с официальным заявлением по этой проблеме пришлось выступить губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову. Глава региона заверил, что сделал все необходимые запросы, по которым будет проведена проверка. Сейчас дефицит топлива в крае оценивается примерно в 10%, а основной его причиной власти назвали логистические проблемы в период отпусков, хотя, как ни странно, в прошлые годы такой тенденции не наблюдалось.

К прочему, дефицит отмечался в Самарской, Ростовской, Волгоградской и Рязанской областях, Крыму, Краснодарском крае, Калмыкии. Стоимость же топлива растет во всех регионах. Участники рынка отмечают, что рассматривать скачок цен в разрезе всего года — нерепрезентативно, так как вся динамика пришлась на последние 2-3 месяца. А если темпы не замедлятся до конца года, при худшем сценарии мы сможем констатировать годовой прирост в 20%. По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, последствия таких ценовых скачков ощутит на себе не только сельское хозяйство, но и все другие отрасли, где так или иначе задействован автомобильный транспорт.

"В первую очередь, это муниципальный общественный транспорт. Доходы предприятий формируются за счет регулируемой платы за проезд и дотируются из бюджета. Естественно, удар почувствуют грузоперевозчики, особенно, работающие на протяженных маршрутах. Здесь последствия ощутят на себе все, так как это коснется и перевозки продуктов питания. Также проблемы возникнут у "скорой помощи" и муниципального ЖКХ. Так как это бюджетные сферы, регионам придется изыскивать дополнительные деньги, что проблематично в условиях дефицитной казны", — отметил собеседник Накануне.RU.

Эксперты обращают внимание, что дефицит топлива складывается по всей стране даже при существенном сокращении экспорта сырой нефти. По оценкам аналитика Анатолия Несмияна, переработка "черного золота" в России позволяет на выходе получить около 20% бензинов, 30-35% дизтоплива, еще столько же мазута и по 5% авиационного керосина и различных масел. При этом производство разных фракций неотделимо друг от друга: нельзя производить только бензин, не получая при этом мазут.

"Все эти фракции нужно куда-то девать после переработки — пускать в промышленность, использовать внутри страны или отправлять на экспорт. Что произойдет, если начнутся сбои? Если, к примеру, резко упадет экспорт мазута, который внутри страны девать некуда? Хранилища заполнятся, и переработка прекратится, так как новый мазут девать некуда. И если сейчас упал экспорт мазута, то логика подводит к выводу: переработка вынужденно сокращает прием нефти, так как возникает проблема: куда девать избыток мазута? Здесь-то и возникает проблема с производством бензинов и дизельного топлива, которая дополнительно усугубляет общую обстановку, связанную с развалом логистики, начавшемся при "повороте на Восток"", — отмечает Анатолий Несмиян.

Проще говоря, возник вопрос о том, куда девать продукты нефтепереработки — не только дизель и бензин, что в свою очередь вызвало сокращение общего производства в нефтепереработке и дефицит бензина в "энергетической сверхдержаве", поясняет экс-депутат Госдумы Олег Шеин. "Планировщиков советского Госплана оторопь бы взяла от подобной практики разрушения собственной экономики", — добавляет он.

И даже уже налаженные коридоры поставок в ту же Азию начинают сужаться из-за коллапса логистики. Железная дорога не справляется с длинным транспортным плечом, в том числе, из-за нехватки подвижного состава. Морской транспортной системы также не хватает, а строительство новых мощностей потребует много времени.

"Начинаются сбои по всем направлениям, они накапливаются, а количественное накопление негативных эффектов рано или поздно даст качественный скачок. В данный момент этот скачок проявляется в нарастающем дефиците топлива внутри страны, что неизбежно даст отложенный эффект в других отраслях — в аграрной, к примеру. Пока запас устойчивости не исчерпан до конца, но если так бездарно его расходовать налево и направо, то несложно представить, что в итоге можем получить", — резюмирует Анатолий Несмиян.

В свою очередь, в Минэнерго РФ не наблюдают причин для дефицита топлива, несмотря на прямые заявления региональных глав и рядовых жителей. По данным ведомства, уровень производства нефтепродуктов на заводах полностью обеспечивает текущий спрос с учетом переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Так, в статистике министерства отмечается, что выпуск автомобильного бензина составляет 117,4 тыс. тонн в сутки и соответствует среднему уровню августа 2021-2022 года. Производство дизтоплива оценивается в 232,0 тыс. тонн в сутки, что почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет.

Но, судя по всему, в Минэнерго просто не желают замечать очевидного. Как ранее сообщало Накануне.RU, эксперты считают, что с ростом цен на топливо на потребителей по сути перекладывают проблему дефицита бюджета, который к августу 2023 года достиг 2,81 триллиона рублей, или 1,8 % ВВП, при плановом уровне в 2,9 триллиона рублей на весь год.

"Яхты океанские 145-метровые заходят в порт Владивостока, но это во власти никого не колышет. То есть люди давно уже потеряли счет деньгам. Но восполнять дефицит будем мы с вами. Мы с вами, потому что рост цен на нефтепродукты, в первую очередь на бензин, ляжет на наши плечи. Потому что у них вариантов не будет. Им [нефтяникам] же надо будет вкладывать инвестиции, технологии в разработку новых месторождений, иначе как", — отмечал ранее в беседе с Накануне.RU экономист Никита Кричевский.

При этом растущие цены не помешали нефтяникам претендовать на демпферные выплаты из бюджета, которые только в августе оцениваются в 200 млрд руб.

Автор: Никита Светлов
 

Темы: Бензин, Нефтяная промышленность в России, Экономическая ситуация в России
Источник: Накануне.RU
Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 28.09.2023, 05:23
    Гость: Победа

    Нефтедобытчикам установить лимит на цены и объемы нефти, которые они должны передать на национальные нефтеперерабатывающие предприятия, определить наценку на розницу... И не так уж сложно это внедрить! Но кому это нужно??? Карман у потребителя, по мнению о-о-очень больших начальников, бездонный! Терпения вот только на сколько хватит - вопрос... Ну а экспорт - да сколько согласны платить!
    Но вопрос - когда подобное может появиться у нас... В свое время в России уже был прецедент - ФАС боролась с завышенными ценами. А "на улице" наблюдались САМЫЕ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ НА ЗАПРАВКАХ ЛУКОЙЛА!!! Вот и вся борьба...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 17.09.2023, 09:03
    Гость: иван степаныч

    спёрли за 18 месяцев.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.09.2023, 15:16
    Гость: Евгений В.

    Дурнее народа чем в ЭРЭФии на Земле больше нет.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 11.09.2023, 11:15
    Гость: Евгений

    Газ для населения в России один из самых дешевых в мире. Можно открыть статистику и посмотреть.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 11.09.2023, 09:56
    Гость: Шариков

    душили-душили..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (194)
]]>
]]>
Выбор читателей
Пашинян: Россия не поставила оружие, за которое Армения заплатила
© KM.RU, Стоп-кадр видео
Песков назвал чушью публикацию о планах строительства тоннеля в Крым
Газпром
«Газпром» сообщил о рекордном суточном объеме поставок газа в Китай
Песков
Песков рассказал, почему Москва называет власти Украины «режимом»
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Сергей Черняховский. Петр и Церковь: Освобождение
Моральный кодекс «Ты же знаешь» (интернет-сингл)
«Мы оказались в ловушке, устроенной американскими и английскими спецслужбами»
Плохой Хороший «Пусть не станет меня» (интернет-сингл)
Увеличится ли ваш вес после отказа от курения
«АукцЫон» и актеры проследили путь Хармса от нелепости к сверхсознанию
Донбасс и Украина. Ленин и Путин
«СерьГа», 2 сентября, «16 Тонн»
Граффити раздора: кому помешали изображения Игоря Талькова в Питере
«Я могу понять, что власть привыкла править так, как правила — более или менее эффективно — в течение 22 лет. Но этот период в прошлом»
Этническая чистка как плата за поражение в этнической войне