"Государственный рэкет" уходит?

С 10 февраля вступил в действие новый федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Что этот закон изменит в работе предпринимателей? Уменьшится ли давление на них со стороны чиновников? Каким будет теперь порядок выдачи лицензий? На эти вопросы отвечает председатель областного комитета по лицензированию Виктор КОМПАНЦЕВ.
- До понедельника в стране действовал закон о лицензировании, принятый в сентябре 1998 года. Статья 17 этого закона устанавливала виды деятельности, на которые необходимо получать лицензию. Потом выходили дополнительные постановления правительства, расширяющие этот список.
Но оказалось, что эта система громоздка и мешает развитию предпринимательства. Поэтому Госдума приняла, а Президент подписал новый закон. Называется он так же, как и прежний, но полностью его отменяет. В силу новый закон вступил с 10 февраля 2002 года. С этого дня мы руководствуемся только им.
- Если название не изменилось, то и сам смысл лицензирования
не изменился? В чем же состоят нововведения?
- Смысл - обеспечить безопасность потребителя продукции или услуг. А нововведения... Главное: из 500 видов деятельности, подлежащих лицензированию, осталось чуть больше 100. Во-вторых, упрощена процедура сбора документов при получении лицензии. Раньше для этого надо было представить в наш комитет около десятка разных бумаг, теперь - вполовину меньше. И третий момент: лицензия, как и раньше, выдается на определенный срок. Но если в прежнем законе минимальный срок действия лицензии был три года, а верхний предел не оговаривался, то в новом нижний предел повысился до пяти лет. Конечно, если соискатель лицензии хочет получить ее на год, то и получит на год. И мы не можем ему теперь навязать: вот только на такой срок можешь получить лицензию, а потом придется всю процедуру по новой проходить.
- Значит, с понедельника комитет работает уже полностью по новым правилам?
- Есть загвоздка. По-настоящему с 10 февраля мы закон не можем исполнять, потому что должно выйти специальное постановление правительства. В законе записано, какие виды деятельности лицензируются и как это делается, но кто будет лицензии выдавать, должно определить правительство. Это право могут получить министерства, а могут и исполнительные органы субъекта федерации.
Существует еще один нюанс. Действие закона не распространяется на деятельность кредитных организаций, деятельность по защите государственной тайны, деятельность в области оборота и реализации этилового спирта и проч. По некоторой части этих видов деятельности (оборот алкогольной продукции, использование природных ресурсов и работа с ионизирующими установками) лицензионным органом являемся мы, и мы
продолжаем лицензии выдавать. Еще девять видов деятельности, подлежащих лицензированию, перешли из старого закона в новый, и мы остались органом, выдающим по ним лицензию. Остальные виды деятельности, перечисленные в новом законе, пока "бесхозны".
- Вы говорите, что из закона убрано более 400 видов деятельности, которые раньше подлежали лицензированию. Так что, эту деятельность теперь можно осуществлять вообще без лицензии?
- Нет, тут не все так механически. Не на 400 видов деятельности список сократился - просто многое упорядочилось. Например, наркотики: теперь выдается одна лицензия, а раньше было девять подлицензионных видов деятельности вокруг наркотиков - транспортировка, хранение и проч. Или взять строительство. Вокруг него было порядка 40 подвидов - изготовление оконных блоков, кирпича, земляные работы и т. д. А сейчас - лицензия на строительную деятельность 1-й и 2-й категории. И все.
- Изменения в лицензионном законодательстве связывают с уменьшением давления на предпринимателей. Три года назад вы, выступая на совещании по борьбе с преступностью, говорили, что многие государственные органы, которые финансируются из бюджета, придумали себе такую финансовую забаву. Человек приходит: "Я хочу открыть свое дело". Ему говорят: "На здоровье, но прежде чем зарегистрируешься, ты должен обойти 12 - 15 инстанций и везде заплатить". Получает лицензию, и ему опять надо пройти девять коридоров, и опять заплатить каждому. Причем сумма берется "с потолка". Сертификат получить - то же самое... Что изменилось с того выступления? Была ли реакция правоохранительных органов?
- Я публично сказал на том совещании прокурору области Корниенко: "Анатолий Васильевич, вот перечень этих поборов, это же государственный рэкет, поинтересуйтесь насколько они законны".
Прокуратура изучала эти вопросы. Но ничего, тем не менее, коренным образом не изменилось. Как давили, так и давят. Позже слова о давлении на предпринимателей произнес уже президент страны. И выражение "государственный рэкет" употребил. Новый закон о лицензировании, я считаю, - следствие этих слов.
Теперь для получения лицензии нужно только заявление, копия учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации, о постановке лицензиата на учет в налоговые органы, сведения о квалификации работников, документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора. Да, сбор остался. Но мы - единственный орган, который не брал ни копейки лишней. Написано в законе "три МРОТ за выдачу лицензий", и мы не брали ничего лишнего ни "за услуги", ни "за консультацию", ни "за оказание помощи". Деньги, которые платят за выдачу лицензий, даже к нам не приходят - идут прямо в бюджет. Теперь предприниматель не будет платить ни СЭС, ни пожарным, ни различным инспекциям.
У каждого из них есть ведомственные акты - мы выдаем заключение, а затраты вкладываются в конечную цену. Вот они и придумывают затраты - машины, командировки, разъезды на такси, вот компьютеры надо им, якобы, купить. И покажут эту бумажку как посчитали, придают якобы законный вид. Что это как не легализация преступных доходов ?!
- А что будет с "сертификацией услуг розничной торговли", проводимой сейчас Госстандартом? "БВ" неоднократно писало о том, как Брянский центр стандартизации и метрологии проводит ее, используя при этом весьма сомнительные рычаги воздействия на владельцев магазинов. Мне удалось встретиться в Москве с Мариной Глазатовой, заместителем руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления. Она назвала это постановление Госстандарта одиозным и заявила, что новый Закон "О лицензировании" отменит сертификацию магазинов, торгующих непродовольственными товарами. Это так?
- Давайте я буду говорить в рамках своей компетенции. Вот сертификация розничной торговли алкоголем - это часть всей розничной торговли. 1500 торговых точек в области. Мы обязаны защищать интересы предпринимателя. Он оказывает услугу населению и прежде всего является налогоплательщиков. Так вот, мы никогда не требовали у соискателей лицензии, чтобы он представил описанный вами сертификата, и не будем требовать. Если магазин открыт, значит, он получил все необходимые документы и разрешение от государства. Лицензирование и сертификация - это нормы гражданского права, которые устанавливаются только законом, постановлением правительства или указом Президента. Если они установлены кем-то другим, то предприятие или предприниматель могут их не выполнять.
- Еще один скандальный аспект лицензирования – оптовая торговля алкоголем. Созданная на Брянщине система аккредитации оптовых продавцов подвергалась яростной критике. Новый закон что-то меняет в этой системе?
- Оборот алкоголя регулируется одноименным федеральным законом. Есть еще ряд федеральных и региональных законов. Во-первых, понятия "опт" больше нет. В законе об обороте алкоголя это называется "закупка, хранение и поставка алкогольной продукции". Разрешение на эту деятельность выдают налоговые органы, у нас - МНС по Брянской области. Областная администрация имеет к "опту" лишь косвенное отношение. Соискатель должен доказывать МНС, что он может заниматься оптом. МНС только согласовывает с нами, а с доводами может согласиться, а может и нет.
Есть другое положение. В законе записано, что поставка алкоголя в розничную сеть должна осуществляться посредством аккредитации организаций в установленном правительством порядке. Такое постановление в области есть, оно уже три года действует - "с целью концентрации поставок алкогольной продукции в соответствующем субъекте". Так вот, уже где-то с год никто не обращается с заявлением об аккредитации. Хотя нет, добавился "Облпотребсоюз" - он обеспечивает алкоголем село. Губернатор им сам предложил водку возить, они не хотели, отказывались...
- Неужели такой неприбыльный бизнес? Что-то не верится.
- Есть постановление правительства "О создании акцизных складов". И требования к акцизным складам - их опять же аттестовывает МНС - жесточайшие: там нужны большие объемы реализации, оборотные средства, соответствующее оборудование, набор оргтехники. Плюс акцизная и региональная марки, плюс оборудование для их наклеивания... Мало кто может это все потянуть финансово.
Правила оборота алкоголя, установленные в области (что бы ни говорили о наличии чьих-то интересов), государственный интерес соблюдают полностью. Это мое мнение. До установления порядка аккредитации доля "алкогольных" денег в собственных доходах облбюджета была 3% (в лучшие времена - 30%). Столько было организаций, ввозивших алкоголь, никто толком не контролировал. "Брянскспиртпром" работал в четверть своей мощности. Теперь говорят, что алкоголь дает 15% собственных доходов области. 98% продаваемой на Брянщине водки – продукция "Брянскспиртпрома".
Комментарии читателей Оставить комментарий