ДОРОГИ ВРАСКОРЯКУ

Возможно, случаи, когда хозяева "железных коней", пострадавших из-за плохих дорог, будут судиться с дорожниками и добьются возмещения убытков, еще займут свое место в практике гражданского судопроизводства. Пока же коммерсанту Алексею Кузютину в Советском суде отказали даже в приеме заявления. Мотивируя это (возможно, и правильно) отсутствием точного поименования ответчика. В своем заявлении Алексей Валерьевич призывает к ответу дорожные организации Брянска за пробитое у его "Нивы" колесо. Пробитое не по его водительской ошибке, а из-за здоровенной выбоины на дороге.
"ПОЕХАЛИ, ПОСМОТРИШЬ..."
Проехать на машине через весь Брянск безо всякой цели, наблюдая в окно не окрестные пейзажи или вывески, а выбоины на дорогах - такого мне еще не приходилось делать. Однако от предложения Алексея Кузютина грех было отказаться. Человек считает, что наши дороги, мягко говоря, "не очень". И готов это доказать.
Первые выбоины показываются при подъезде к Городищенскому повороту. Проехав отрезок Красноармейской до переулка Пилотов, то и дело натыкаемся на асфальтовые "блины". А от памятника болгарам и до Бежицкого рынка куэютинская "Нива" дергается из стороны в сторону. Тормозим перед здоровенной трещиной на Петровской, за рынком. "Ну как это назвать?! - вскидывает руки от "баранки" Алексей Валерьевич. - Кто это все лепил, скажи?" На Новом Городке вплоть до камвольного Кузютин уворачивается от выбоин, бросая машину то влево, то вправо...
Дорога, связывающая Бежицкий и Володарский районы, можно сказать, свежая. Ведь именно она ведет к одной из главных гордостей Брянска - Болвинскому мосту. Но трещины уже и здесь есть. В самой Володарке худо-бедно нормальное покрытие, а на окраине - снова ухабы. По улице Королева словно прошли недавно танки... На Новостройку въезжаем с самым тяжелым предчувствием. Однако здешний асфальт относительно ухожен. Направляемся по объездной в сторону Фокинского района. И наконец подъезжаем к тому месту, где Кузютин лишился колеса. Это возле завода "Литий".
- Хорошо, у меня запаска была. Но за два года я уже четвертый раз колесо пробиваю, причем именно в черте города. У меня тогда и родилась мысль попробовать с дорожниками поспорить в суде. Кто-то ведь должен за это отвечать! Я обратился к инспектору ГИБДД с просьбой освидетельствовать меня на наличие в крови алкоголя, чтобы не говорили, будто пьяный в трещину угодил. Лейтенант даже растерялся, потом объяснил, что такие справки дают только в управлении. Очень рассудительный инспектор. Сами, говорит, от дорог страдаем, а что поделаешь? Как было раньше, так все и осталось. А справку я все же получил позже в больнице...
Относительно гладкая дорога в Фокинке оказывается лишь на подъезде к новому "Черному" мосту от заправки. "2-й Брянск", "Западная" - те же выбоины.
Поднимаемся на горку по улице Фокина. Дорога относительно чистая дорога, но на самом верху - опять "блины", о которые спотыкается "Нива". Почти гладко в зоне особого трепета дорожников - от площади Ленина до площади Партизан. А у автовокзала опять выбоины. Заключительный аккорд: едем через Чермет. Ощущение, что где-то совсем рядом тракторный стан и колонна "Беларусей" каждый день бороздит эту дорогу...
КАК ИХ ЛЕПЯТ
Может быть, процесс создания дороги столь сложен, что для правильной уладки асфальта нужно особое умение?
- Вовсе нет, - развеивает мои сомнения Алексей Валерьевич, - говорю это ответственно, как человек, имеющий строительное образование. Строительство дорог - штука на редкость консервативная, и вряд ли придумали за последнее время что-то новое, будь то в Америке или в Австралии. Сначала уплотняют землю, создавая таким образом основание. После чего кладут покрытие - асфальт или булыжник, смотря для чего предназначена будущая дорога.
Но это только теория, на практике же все гораздо приземленнее. Вот есть российский ГОСТ, свод инструкций, кооторый должен быть Библией для любого производственника. В основание дороги положено сыпать щебень, который подбирается по определенному размеру - от 5 до 20 миллиметров. Но дорожники почти всегда стремятся использовать верхнюю и нижнюю границы этого предела, а не класть щебень равномерно. Потому что это убыстряет процесс и, соответственно, сдачу участка. Из-за приличной разницы в размерах щебень ложится как Бог на душу положит, и между камешками получается много зазоров. А ведь дороги что в Брянске, что в других городах напоминают слоеный пирог - делали их в разное время и с использованием разных метариалов. На той же улице Калинина под асфальтом могут лежать и брусчатка, и камни. и щебенка. Ну и канализация снизу тоже свое дело делает: теплотрассы у нас изношены донельзя. Естественно, асфальт размягчается, превращаясь в некое подобие мармелада...
Как делают дороги, наверняка многие лицезрели лично. Женщины в оранжевом, разгребающие черную дымящуюся массу, доисторический каток, вызывающий трепет... Такой процесс у дорожников именуется горячим. Именно таким образом клали и кладут асфальт на просторах нашей необъятной Родины.
Но почему же, если процесс везде одинаков, дороги получаются разные? Приоткрыть завесу над тайной брянских дорог мне помог Анатолий, инженер одного из Брянских ДРСУ, согласившийся беседовать только при одном условии: не называть его фамилию.
ЛЬЕМ "СМЕТАНУ"
- Горячее покрытие себя не всегда оправдывает. Ведь посмотрите: в трети случаев асфальт кладется в сырую погоду, а зачастую в дождь. Почему? Из администрации позвонили: срочно приступить. Или праздник на носу, или комиссия. Сколько такая дорога проживет в первозданном виде, чистенькая и гладенькая? Месяц-два в лучшем случае. Потом пошли выбоины, трещины, их все больше и больше...
На качестве покрытия многое отражается. В идеале должны применяться различные добавки к асфальту, которые придают ему прочность. У нас же зачастую их или вдвое меньше заказанного выписывают, или вообще обходимся без них. К тому же качество асфальта те же лет десять назад было повыше.
- Ну ладно, добавок вам мало дали, гравия или чего еще недовезли. Но ведь дороги везде делают по одинаковой схеме. Почему же в Москве или Калуге дороги лучше?
- То, что одинаково кладут дорогу, это неверно. Сейчас в той же Москве пытаются внедрить так называемые "холодные технологии". В Минске уже года два только так и кладут. Это процесс более длительный и требует больших затрат. Зато асфальт равномерно застывает при любой температуре, и это сказывается на прочности. Мы же, особенно при аврале, пока работаем со "сметаной". Это такой асфальт, в составе которого больше битума, он, как сметана, растекается и заполняет выбоины. Способ более дешевый, здесь даже катком уплотнять не нужно. Но тут свой минус. При укладке очередного капитального слоя битум размягчается, и вот они опять, выбоины...
А ТЕПЕРЬ РАССЛАБЬТЕСЬ!..
Я пытался дозвониться до начальника управления автомобильных дорог Александра Симонова, чтобы договориться с ним о встрече. Был готов к разговору об успехах и проблемах брянской дорожной отрасли. После нескольких безуспешных попыток поймать г-на Симонова по телефону сам пришел в управление. И здесь в одном из кабинетов услышал от строгих женщин совершенно замечательный вопрос: "А почему газету "Брянское время" должно волновать состояние брянских дорог? У вас что, других дел нету? Печатайте больше советов дачникам, скоро огороды начнутся".
Не смею подвергнуть сомнению то, что у начальника управления действительно много дел, кроме всего прочего и как у депутата облдумы. Но, наверное, у Александра Алексеевича есть заместители, которые могут высказать свои суждения по поводу развития автодорог на Брянщине. Может быть, даже проехать с репортерами на машине.
А у автора этих строк, получившего в управлении от ворот поворот, как-то вдруг сложилось японское трехстишие - хокку:
Подскочил на ухабе наш "Мерседес", дорогая.
Вот одно колесо отлетело и сразу второе.
Что там Гоголь писал о российских двух бедах?..
Комментарии читателей Оставить комментарий