КОМУ ВЫГОДЕН ОБВАЛ?

Урожай подсолнечника собран в этом году хороший, вся семечка – сухая, ее бы сейчас самое время продать, запастись топливом, сделать платежи по кредитам, но… Собранные подсолнечник и зерновые лежат в хозяйствах без движения – замерли в ожидании цен. Потому что не могут люди решиться, считай, задаром отдавать урожай, чтобы остаться ни с чем, впустую (так получается) протрудившись год! – возмущался Н.Н. Кошенский, главный агроном управления сельского хозяйства Советского района.
Численность населения здесь – всего 7200 человек. Действующих коллективных хозяйств осталось только два, а фермерских – 213.
Сложившаяся в Советском (сельском) районе ситуация, как в зеркале, повторяет то, что происходит и в других местах.
Кстати, на недавней конференции фермеров области как раз и говорилось о том, что нынешнее резкое падение цен на подсолнечник и зерновые больно ударило по всем хозяйствам. И хотя крестьяне изо всех сил затягивают сдачу продукции по бросовым ценам, боясь остаться “на нулях”, однако перевес сил явно не на их стороне, не они диктуют условия, вот сельхозпроизводители и вынуждены принимать предложенный им расклад, приспосабливаясь к нему. Но в итоге, по оценке председателя областной ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств АККОР Александра Родина, потери прибыли фермеров уже сейчас составили около 2 миллиардов рублей.
Как это выглядит на практике? Можно понять на примере Советского (сельского) района.
- Закупщики предлагают донельзя заниженную цену: 3,70 рубля за килограмм, - объясняет Николай Николаевич. – Но при этом солярка подорожала в сравнении с прошлым годом рублей на семь – сейчас тонна дизтоплива стоит 17600 рублей. Чувствуете, какие “ножницы”? Только солярку хочешь–не хочешь, а все равно нужно покупать: чтобы пары хорошо обработать, зябь вспахать… Люди порой все-таки бывают вынуждены сдавать урожай, но малыми порциями: чтобы произвести какие-то срочные закупки. Чтобы купить одну тонну дизтоплива, фермер вынужден продавать по убийственно низкой цене пять тонн выращенного им подсолнечника – вот вам иллюстрация к сегодняшнему диспаритету цен. А прибыль тогда откуда возьмется? Вложенный труд каким образом окупится?
Но бывает, что перекрывается дорога даже и к этому «прокрустову ложу» разбалансированных цен.
- Недавно кое-кому из наших фермеров деньги срочно понадобились – чтобы расплатиться по кредитам, - рассказывал Н.Н.Кошенский. – однако как раз в те дни ни на одном элеваторе подсолнечник у них почему-то не брали ДАЖЕ ПО БРОСОВОЙ ЦЕНЕ 3,70 рубля за килограмм…
Но все-таки с основной частью урожая люди не хотят расставаться за копеечную цену. «Забили склады подсолнечником, зерном – и ждут: может, что-то изменится…» - подвел черту главный агроном.
- А чего ждут, от кого тут что зависит? – пытаюсь понять я.
Н.Н.Кошенский и сотрудник райсельхозуправления
Н.Н. Никольченко ответили уклончиво: “Этого мы не знаем”.
По поводу же основных закупщиков-переработчиков (мощных фирм – “Юг Руси”, “Астон”) из моих собеседников в райсельхозуправлении невозможно было хотя бы слово вытянуть: будто обет молчания дали. Однако эта невесть откуда взявшаяся осторожность лишний раз подтверждает, до чего зависимы селяне от магнатов-монополистов, делающих им «погоду в доме».
…Говорят, в прошлом году столь резкой диспропорции в ценах на сельхозпродукцию и дизтопливо не было. Тогдашний расклад цифр выглядел примерно так: 6 рублей – закупочная цена килограмма подсолнечника, а литр солярки стоил 11 рублей. Крестьян это устраивало. Зато нынешняя комбинация цен в прямом смысле слова выбивает у них почву из-под ног.
Фермеры между собой даже стали высказываться: видимо, придется сворачиваться, самораспускаться, возвращаться на приусадебные участки…
Ведутся разговоры и о перепроизводстве: дескать, слишком большой урожай собран, в цивилизованных странах принято выращивать сельхозпродукцию “под заказ” - “по заявкам” закупщиков-переработчиков, ни больше и ни меньше.
Но, думается, пока что до таких изысков – как до Луны. Поэтому… “Может, все-таки выровняются цены, может, наверху обратят на нас внимание…» - высказал Н.Н.Кошенский робкую надежду.
Знакомая песня: вот приедет барин – барин нас рассудит… Но как ни крути, а ведь сама по себе нынешняя ценовая «чересполосица» никуда не денется, не рассосется, не выправится. А крестьянам действительно надо помочь – используя организационный ресурс, возможности антимонопольного законодательства. «Дорога ложка к обеду» - селянам надо получить отдачу от собранного урожая сейчас и полностью, а не через энное количество времени и не порционно. Чтобы не загонять их в угол, не отбивать вкус к делу, не рубить под корень надежды.
…А кстати: прошедшим летом совершенно необъяснимая ценовая каверза вдруг приключилась в Багаевском районе, где чуть ли не каждая крестьянская семья выращивает огурцы. В один из дней в разгар сезона продаж объявившиеся в станице Багаевской и в ближайших хуторах перекупщики вдруг все как один объявили потрясенным производителям смешную цену – рубль за килограмм. Те в ответ возмутились и… Итогом стала перевернутая набок «Газель» одного из «купцов» - о чем и написала местная газета. Правда, через день-два цена все-таки поднялась к устраивающей селян шестирублевой планке. Но что спровоцировало падение цен на «огуречной бирже», для всех так и осталось тайной.
«Этот равно гениальный и безумный режиссер» (вспомним стихотворение Юрия Левитанского) - кто он? Ссылки на то, что «рынок есть рынок», уже даже как-то неубедительны. Рынок ведь не являет собой абсолютно неуправляемую стихию, все его изменения, «приливы и отливы» определяют конкретные персонажи.
А как же отраслевые министерства с их прогнозистами, маркетологами, специалистами по менеджменту? Для них сегодняшняя ситуация с «опущенным» подсолнечником – тоже полная неожиданность? Или как?
Людмила КРАВЧЕНКО
Советский (с.) район
Комментарии читателей Оставить комментарий