Нужны ли молочной реке ручейки?

Каждый день в Ростовской области крестьяне получают от своих коров 2,5 тысячи тонн молока. В переработку идет только 600 тонн, большая часть - из крупных коллективных хозяйств.
Домик на окраине
Хутор Узяк, жители которого приписаны к Кагальницкой сельской администрации Азовского района, место тихое. В последние годы облюбовали его пенсионеры из города. А молодым что здесь делать? Работы для них практически нет. А как быть тем, кто семьей, детьми обзавелся, обжился в родных местах? У Светланы и Сергея Свидченко две дочки: старшей - Катюше пять лет, а младшей - Юле скоро два года исполнится. Работает в семье один Сергей. Его мама, Мария Арсентьевна, пенсионерка. Какая перспектива у такой семьи в маленьком хуторе?
О национальном проекте "Ускоренное развитие животноводства" и о том, какое участие в нем могут принять личные подсобные хозяйства, Светлана с Сергеем в районной газете прочитали. Поверили в это дело сразу. Может, потому, что сразу прикинули, что для них это единственный способ "встать на ноги", иметь нормальный для их семьи доход.
Для развития личного подсобного хозяйства у семьи все условия: дом их стоит немного на отшибе, так что большое хозяйство соседям не помеха. Выпаса вокруг имеются, буренкам - воля, есть куда телят вывести.
Олег Евгеньевич Ягодка - глава сельского поселения, идею одобрил. И не только потому, что его на всех уровнях, как, впрочем, и всех других глав сельских поселений, теребили, требовали конкретных цифр по реализации глобальных планов.
- Просто я знаю эту семью и уверен, что у Светланы и Сергея все получится. Трудолюбивые, рачительные, дружные. Таким семьям на селе как раз и не хватало стартового капитала, небольшой поддержки государства, чтобы наладить на собственном подворье производство молока, мяса. Так что дом на окраине хутора со временем должен стать крепким хозяйством, производящим товарную продукцию.
Выручил льготный кредит
Семья Свидченко оформила кредит на 300 тысяч рублей в "Россельхозбанке". Обязались погасить его за пять лет. А государство обязалось субсидировать семье практически всю процентную ставку.
- Конечно, без бумажной волокиты не обошлось. Но без нервотрепки, спокойно собирали справки, консультировались, что нужно - переделывали, везде нам шли навстречу.
Не так страшно это, как частенько пишут и говорят, - рассказал Сергей. - На что потратить деньги, обсудили заранее: приобрели четыре коровы и девять свиноматок.
На подворье уже приплод появился - два выводка поросят, остальные - на подходе. Коровы молока дают в день по два ведра.
- Мы уже сейчас живем за счет молока, которое получаем от купленных коров. Зарплата мужа идет на погашение процентной ставки по кредиту, - Светлана бюджет семьи, участвующей в национальном проекте, по полочкам разложила. - Если бы мы по обычной схеме кредит брали, то никогда бы его не осилили: каждый месяц должны были бы вносить больше десяти тысяч рублей. Процентная ставка высокая плюс сам долг. У участников национального проекта - другой расчет. Платежи по основной сумме мы будем вносить только через год, когда получим от своего хозяйства реальную прибыль: подрастут телята, которых привели купленные коровы, достигнут товарного веса поросята. Сейчас мы платим только проценты - 3,5 тысячи рублей, да и то, скоро нам государство начнет возвращать все, что мы по процентам заплатили. Как раз придет время основной долг платить, а тут такая помощь подоспеет.
Свидченко, для которых сумма в триста тысяч - очень серьезные деньги, не чувствуют себя скованными этим долгом по рукам и ногам. Хотя знают точно: без субсидий, льготных кредитов они бы никогда так не развернулись.
- Живность, особенно коровы, стоят дорого. А одна корова - это всего один теленок в год и 20 литров молока, - рассуждает Светлана. - Особой прибыли при таком "поголовье" ждать неоткуда. И совсем другое - четыре коровы: это 80 литров молока в день, которые и на молзавод можно сдать, и самим переработать, на базар вывезти сыр, творог, сметану. И телята, если здоровые и ухоженные - тоже существенный доход.
Мария Арсентьева тоже своими надеждами поделилась.
- Дети должны "выскочить": и с долгами рассчитаться, и хозяйство поднять. Они работают, я за детьми присматриваю. Чем еще могу помочь, когда пенсия всего полторы тысячи?
Как пробиться
на рынок?
А Олег Евгеньевич Ягодка уверен, что у Свидченко найдется немало последователей.
- Люди видят, что у односельчан все получается, идут в сельскую администрацию с вопросами по льготному кредитованию и субсидированию практически каждый день. Кто-то сразу берет пакет документов для оформления, кто-то пока думает, взвешивает свои силы, - "рисует" обстановку Олег Евгеньевич. - У нас уже 13 дел передано в «Россельхозбанк». Девять семей получили кредиты, остальные должны получить в самое ближайшее время.
Те, кто берет кредиты, покупает скот, задаются еще одним вопросом: будет ли у всех нормальный рынок сбыта? Ведь его сможет обеспечить крестьянам только крупная переработка.
В Азовском районе строится крупный молзавод, так что со сбытом проблем не будет. Создаются во многих районах и небольшие перерабатывающие предприятия. в Неклиновском районе нашелся предприниматель по фамилии Чехов, который выпускает отличные сыры. Они идут просто нарасхват, и владельцы личных подсобных хозяйств, проживающие в округе села Троицкое, горя не знают: каждое утро в час назначенный подъезжает молоковоз, забирает молоко. Индивидуальный предприниматель Чехов имеет охладитель молока, так что проблем нет даже летом.
У Свидченко пока проблем тоже нет. Свою продукцию они возят на рынок. И она идет тоже нарасхват, поскольку конкуренция в этой сфере пока небольшая. А что будет завтра?
Этот вопрос мы задали начальнику отдела мясной и молочной переработки министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Алексею Николаевичу Лысоченко.
- 78 процентов молока производится в личных подсобных хозяйствах. Большая часть его идет на личное потребление. И лишь небольшая часть - чуть больше 22 процентов - сдается на переработку, вывозится на рынок. Очень сложно молоко, которое является в ЛПХ в основном сезонным продуктом, собрать и переработать. Сейчас реализуется губернаторская программа по сбору молока от населения. Область приобрела молоковозы, охладители молока, которые предоставляются перерабатывающим предприятиям, хозяйствам всех форм собственности за десять процентов их стоимости, девяносто процентов погашает бюджет области. Охладители молока устанавливаются в населенных пунктах, при них - мини-лаборатория, которая определяет качество молока, его жирность. И предприятие рассчитывается со своими сдатчиками, учитывая все параметры. Охладители молока уже получил Новочеркасский молзавод, они установлены в Каменском, Родионово-Несветайском районах.
Правда, поставки идут несколько медленнее, чем это планировали: было заказано на этот год пятьдесят охладителей, поступило пока только шесть. Зато молоковозов получили 47 из 63. На подходе - в третьей декаде октября еще одна партия охладителей.
К весне, когда от личных подсобных хозяйств начнет поступать молоко, у крестьян будет возможность сдать его в переработку.
Правда, здесь редакция хотела бы поделиться своим наблюдением: из-за цен, которые складываются на молоко в последние годы, все, кто имеет возможность, предпочитают стихию рынка.
Наталья Нарсеева
Комментарии читателей Оставить комментарий