Вячеслав Василенко: "Обратно мы не пойдем"

Вячеслав Василенко: "Обратно мы не пойдем"
- Сегодня можно услышать разные мнения. Одни считают, что рано взялись за национальный проект, мол, не готово было к нему село. Другие говорят, что он - опоздал...
- О том, поздно мы взялись за это дело или рано, - говорить не будем. История не имеет сослагательного наклонения. Нацпроект - хорошая школа хозяйствования для ЛПХ и экзамен на зрелость для коллективных хозяйств. Это - путь к рациональному, грамотному ведению экономики и крупного кооператива, и частного крестьянского подворья.
Большой шаг сделан в кредитовании и субсидировании процентной ставки по кредитам. Ведь мы подняли сегодня такой пласт, о котором даже не имели представления, когда национальный проект затевали. Посмотрите - крестьяне, которые годами не получали зарплату, делают займы в банке, занимаются развитием подсобных хозяйств, платят по кредитам. Только ради этого стоило затевать проект. А всех прочих его отдаленных позитивных последствий мы еще пока даже не можем оценить. Полтора года назад, когда мы только объезжали районы и просто рассказывали о национальном проекте, о тех возможностях, которые он предоставляет, никто понять не мог: как это будет, что это будет, какие - такие банки, что за кредиты? А сейчас сформировалась уже целая система: Россельхозбанк, "Центр-Инвест", Сбербанк, "Донской народный банк" открыли в районах сеть дополнительных офисов, повсеместно организовываются расчетно-кассовые центры. И это, несомненно, открывает перед людьми много возможностей. Только надо набраться духу и пережить бумажную волокиту, которая пока отпугивает многих. Мы ведем переговоры с банками, просим сократить сроки оформления кредитов, упростить процедуру, и они идут нам навстречу.
Трудностей хватает, ошибок - тоже. Но люди не сворачивают дело. Они ждут, что правительство услышит их, поймет, чем-то поможет.
- Фактически сегодня в животноводстве "камнем преткновения" остаются сбыт продукции и ее цена.
- Проблемы, с которыми столкнулись производители, стучатся в дверь. И потому власти не могут их не решать. Трудно, постепенно создается товаропроводящая сеть, о которой мы так долго рассуждали.
Но тут есть определенные условия. Раньше как было? Мясо можно было сдавать любое, его все равно брали. Свиней в каждом хозяйстве кормили всем, что было, они быстро жирели, и сдавали их весом около130 килограммов. Сейчас стандарты изменились, требования другие. Все подряд комбинаты не берут. Перерабатывающие предприятия принимают животных весом 115 килограммов и с прослойкой сала не более 30 миллиметров.
Чтобы такую свинью вырастить, уже и технология откорма нужна, и порода животного. Жизнь заставляет нас думать о создании селекционно-генетических центров, племенных репродукторов. Чтобы не занимались «селекционной работой» на каждом крестьянском подворье, как Бог на душу положит, а приобретали готовых свиноматок, с рекомендациями по скрещиванию, с технологией откорма полученного приплода.
- А крупный рогатый скот?
- В крупные коллективные, фермерские хозяйства мы закупаем высокопродуктивный скот. Там от коров получают по шесть тысяч литров молока в год. А в личных подсобных хозяйствах народ как разводил сто лет красную степную породу коров, так и продолжает это делать. Потому что за ней минимум ухода, и при ничтожном риске три раза в день какой-никакой, а удой. Если покупать скот другой породы, то сразу возникает проблема сбалансированных кормов, ухода, и риск падежа уже гораздо выше. Люди опасаются рисковать - все-таки средств надо вкладывать много. Но тогда по продуктивности картина в личных подсобных хозяйствах могла бы быть совсем иная. И ведь покупка такого скота ЛПХ возможна! Губернатор субсидирует четверть его стоимости.
Мы предлагали некоторым районам внедрить схему, по которой специалисты районных администраций проводят организационную работу, изучают спрос, заключают договора с ЛПХ на приобретение животных. Вроде относятся заинтересованно, но до дела не доходит.
Однако без закупок высокопродуктивного скота изменить ситуацию не получится. Наука идет вперед, племенная работа дает серьезные результаты. Посмотрите на выставке... (Всероссийская выставка племенного овцеводства и других сельскохозяйственных животных проводится в нашей области уже четвертый раз - ред.).
- В нынешнем году она - особая?
- Впервые в таких масштабах будет представлен и крупный рогатый скот, и свиноводство, и коневодство, мелкое животноводство - кролики, голуби, даже попугаи.
Дело не только в том, чтобы показать все, что у нас есть, что имеют другие регионы. А чтобы те люди, которые занимаются животноводством, те ученые, которые обязательно примут участие в работе выставки, имели возможность оценить масштабы, увидеть направления, в которых стоит развиваться. И если кто-то, побывав здесь, проникнется особым азартом конкуренции, соперничества, - чем это плохо? Если кто-то здесь увидит, что хозяйствовать, вести племенную работу можно гораздо эффективнее, то не зря все наши усилия и затраты.
Как бы ни сложен был тот путь, на который мы вступили, его надо пройти. Без развития животноводства мы не возродим село. Раньше именно животноводческие хозяйства были самыми "густонаселенными", туда ехали молодые девушки, парни, создавали там семьи, играли свадьбы. Им нужны были детские сады, школы, ФАПы. В последние десять лет хозяйства без животноводства постепенно умирают, нет притока молодых кадров, нет и развития самих хозяйств. Если в 2000 году у нас в АПК работало 148,1 тысячи человек, то в 2006 году - всего 93 тысячи. Конечно, очень многие проблемы снимает новая техника, поступающая в животноводство и растениеводство, она значительно облегчает труд селян, делает его намного эффективней. Но есть и обратная сторона медали: сельское хозяйство становится производством, требующим от кадров больших знаний, высокого уровня развития, а вот самих кадров туда требуется гораздо меньше. Новые технологии сокращают число работников и в животноводстве, и в растениеводстве.
Например, в Октябрьском районе работает крупнейший комплекс по производству и переработке мяса индейки ООО "Евродон". Его мощность 11,2 тысячи тонн мяса индейки в год. В Каменском районе ООО "Производственная компания "Оптифуд" построила комплекс по выращиванию бройлеров, производственной мощностью 12,4 тысячи тонн мяса птицы в год. Введена в эксплуатацию птицефабрика по производству мяса цыплят бройлеров "Старостаничная". Сдана первая очередь комплекса по откорму 100 тысяч голов свиней компанией "Русская свинина". Аналогичные комплексы (на 100 тысяч голов откорма) будут построены в Миллеровском и Кашарском районах в 2007-2008 годах...
Если бы все эти предприятия работали по старым технологиям, то работой была бы обеспечена половина АПК области. Но в том-то и дело, что сегодня выживает только низкозатратное производство. Это - объективная реальность, она может нравиться или не нравиться, но она есть.
Село меняется. И когда оцениваешь то, что уже удалось сдвинуть с мертвой точки, то внутреннее сопротивление системы, которое пришлось преодолеть, сразу ясно- национальный проект пришел вовремя. Теперь главное, чтобы ошибки и трудности, которые возникли, не отбили охоту у остальных в нем участвовать. А тем, кто "ввязался в драку", обратного хода уже нет. И не потому, что они в "проекте увязли". Просто по-другому эти люди уже и не захотят работать.
Наталья Нарсеева
Комментарии читателей Оставить комментарий