Что сказала «золотая рыбка»

Что сказала «золотая рыбка»
Российское село уже много лет живет по принципу маятника. Только подниматься начнет, только заживет чуть зажиточнее, снова вниз. Неужели закон "всемирного тяготения" срабатывает? Иногда кажется, что бороться с этим законом бессмысленно и бесполезно. Но некоторым это все же удается.
Инженер на земле
-"Кировский" - лучшее хозяйство района. Александр Сергеевич Болоцков восемь лет назад начал поднимать его практически из руин. От банкротства отбился: хозяйство стояло просто на грани развала, конкурсного управляющего назначили, тот начал к технике приглядываться, какую в первую очередь с молотка пустить. Но Болоцков нарушил все его планы. Посеял, потом - убрал урожай, хотя перед ним постановлениями арбитражного суда размахивали, - так начал наш общий разговор главный специалист администрации Усть-Донецкого района Виктор Петрович Марков. - Кто другой, характером послабее, может, и поддался бы. А он людей уговорил потуже пояса затянуть, немного потерпеть. Те времена - уже история.
- Но очень поучительная, забывать ее не стоит, - Александр Сергеевич Болоцков при этих словах - очень серьезен. У него к решению многих крестьянских проблем чисто инженерный подход, в свое время на шахте работал. Здесь увидел и большую проблему, которую, посчитал, сможет решить, и ответственность за дело и людей, которой он не испугался.
3 февраля 2001 года хозяйство реорганизовали и, поверив Болоцкову, выбрали его руководителем. Но на новое сельхозпредприятие автоматически "повесили" все долги предшественника. А посему ни один банк не дал ему кредита. Пришлось выкручиваться своими силами: деньги на солярку и семена собрали пайщики и рабочие. Несли и молодые, и старые, сколько могли - по тысяче, по полторы, но с уверенностью: Болоцков вернет все до копейки.
Собрали по тем временам сумму приличную - 204 тысячи, за что Сергей Александрович по сей день им всем благодарен. Факт редкий, свидетельствующий о том, что сохранилось в хуторе Евсеевском то единение, которое выручает людей в трудные времена.
И семена тогда купили, и горючее, и технику отремонтировали, так что в поле вышли как "нормальные люди". Правда, первый килограмм мяса для рабочей столовой купили только в мае. До этого "сидели" на кашах, постных супах да борщах. И зарплаты не получал никто.
Первый урожай вывозили с полей на тракторах, машин в хозяйстве не было. А уже в 2002-м купили два трактора, два комбайна. И самое главное - стали первыми в районе по урожайности.
Покатилось колесо
У Александра Сергеевича подход к сельскому хозяйству - основательный. Семена приобретает самые лучшие: те, что в любых условиях дадут урожай. А ездит за ними не за три моря, а на Северо-Донецкую селекционную станцию. Известный на всю область ученый-селекционер Анатолий Иванович Грабовец для него - главный авторитет. Наверное, потому и в засушливый год озимая пшеница дала здесь урожай 39,9 центнера с гектара, яровой ячмень - 12,3, подсолнечник - 17,7.
Главное, что все старые долги давно уже выплачены, и новая техника приходит в хозяйство. Ее только за последние два года приобрели на 14,5 миллиона рублей, больше половины уже заплатили.
Зарплата - одна из самых высоких в районе: механизаторы по 15 тысяч в среднем получают, одного зерна в конце года - на сто тысяч рублей. А ежемесячно - от 3,5 до 10 тысяч рублей, по труду. Теперь уже хозяйство своих крестьян кредитует: дает беспроцентные ссуды на приобретение жилья, покупку машин, на ремонт, на лечение. Долг, как говорится, платежом красен.
За два года приняли на работу много молодежи - человек двадцать. Жизнь наладилась, и, как следствие, рождаемость в Верхнекундрюченском сельском поселении в гору пошла.
Опять необходимость возникла новое производство открывать, людей-то надо работой занимать, чтобы простоев в межсезонье не было. Вот и выбрали из всех направлений национального проекта прудовое рыбоводство. Но все новое обязательно рождается в муках. Столько сложностей навалилось, столько проблем с документацией, что порой уже и рыбы не хочется.
К примеру, если пруды находятся на арендованной земле, зачем их выделять в "самостоятельную единицу"? А чиновники требуют. С ними не поспоришь. Рыба уже в прудах выросла, а с документами - все еще проблемы.
Какой истинный крестьянин в разговоре с журналистом не пожалуется на жизнь? Но это, скорее, для порядка, по традиции, что ли. Удобрения подорожали. Еще весной они стоили около шести тысяч за тонну, с января нового года отпускная цена возрастет до восьми с половиной тысяч. Дорожают энергоносители, семена. Но, как говорится, труднее было, да справились, выжили.
- Конечно, когда человек за несколько лет шаг за шагом решил массу проблем, ему хочется хоть немного передохнуть, - объясняет ситуацию Виктор Петрович Марков. - Поработать спокойно, ритмично, просчитать свои возможности, распланировать доходы. А наши крестьяне пока в вечной погоне за убегающим горизонтом.
- Но ведь новое дело, которое затеяли, может оказаться выгодным? Золотой теленок у нас пока только у Ильфа и Петрова существует. Золотое яичко слишком хрупким оказалось, в любой момент разбиться может. Как насчет золотой рыбки?
На этот вопрос Александр Сергеевич Болоцков ответил мудрой крестьянской улыбкой.
Наталья НАРСЕЕВА
Усть-Донецкий район
Комментарии читателей Оставить комментарий