Книги варят из конопли

В минувшую пятницу за круглым столом в Библиотеке иностранной литературы в Москве встретились художники, реставраторы, переплетчики, издатели и другие заинтересованные в производстве «ручной бумаги» лица. Как выяснилось, бумага ручного литья – вещь важная и необходимая: художникам она помогает самовыражаться дополнительными средствами, переплетчикам – повышать качество их переплетов, ну а реставраторам – существенно облегчает жизнь, когда в их руки попадают работы двух указанных выше категорий.
Собственно сам круглый стол был посвящен обсуждению перспективы создания в Москве совместного русско-американского центра по производству этой чудо-бумаги. Не очень понимая цель собственного посещения данного мероприятия, я лицемерно влилась в круг заинтересованных участников и неожиданно оказалась в настоящей боевой точке.
Вроде бы, повод для встречи – самый мирный и что ни на есть благотворительный, слухи о создании нового центра – подтвердились, не зря во главе стола гарант будущего проекта, атташе посольства США по библиотечным вопросам Эрик Джонсон восседает. Казалось бы – обсуждать бы, да радоваться. Ан нет – наши художники – народ бывалый, заподозрили они в американском предприятии гнильцу.
Камнем преткновения стал вопрос, на каких условиях смогут они пользоваться новым центром: приходить как в workshop/мастерскую и лить себе бумагу в свое удовольствие или покупать по безумным ценам уже изговоленный кем-то, пусть и высококачественный продукт. (Оказывается, в Москве уже существует подобное предприятие, правда отечественного образца - некая «Лаборатория Бельского», на открытии которой тоже звучало много радужных обещаний. А в итоге, взлетевшие цены вынудили художников «вернуться к истокам», изготавливая свой «натюр-папир» в кофемолке на кухне).
Американский мессия, никак не ожидав такой агрессии, был несколько подавлен, но, тем не менее, нашел в себе силы подробнее рассказать о своем замысле. Позабавив присутствующих байками о том, как он «варил отличную бумагу из своих старых джинсов», он приступил непосредственно к организационным вопросам.
Будущий центр, по примеру аналогичных фирм в Америке, планируется использовать как в коммерческих, так и в некоммерческих целях. Первое – необходимо для самооокупаемости предприятия и будет достигаться за счет выпуска подарочных конвертов и открыток, а также, наиболее перспективного вида деятельности – разработки фирменных бланков для банков и других организаций. Ну, а некоммерческая деятельность как раз и будет заключаться в функционировании workshop, в которой каждый желающий сможет изготовить нужную лично ему бумагу.
Откровением для такой невежды, как я, стало то, что бумага, изготовленная из дерева – по определению самая плохая. Сделанная из банановых шкурок, лука, хлопка, конопли (последний ингредиент особенно радует глаз), она гораздо «долгосрочней» своего «деревянного» аналога: 500 лет против от силы 100. Почувствуйте разницу!
Кстати, этот аргумент Эрика Джонсона привел в восторг присутствовавших реставраторов, потративших всю жизнь на восстановление знаменитых «рукописных книг» русских футуристов начала прошлого века. «Пожалейте реставраторов будущего! - пытались они увещевать бунтующих коллег, - Сколько вы им нервов сэкономите, когда они будут реставрировать ваши собственные, к тому времени, безусловно, бесценные работы!»
Но исход дела так и остался под вопросом. Что американцу хорошо, то русскому – смерть, по крайней мере, в вопросе совместного производства бумаги ручного литья.
См. также:
Книги из лепестков роз
Алина Старинец
Ждем Ваших откликов на статью...
Комментарии читателей Оставить комментарий