Салат из гвоздей, а на десерт - пружина

Возможности человеческого организма действительно безграничны! И в этом лишний раз убеждаешься, побывав в вологодской межобластной тюремной больнице. В одном из кабинетов тут можно лицезреть аккуратно оформленный стенд под названием «Инородные тела желудка». Здесь представлено всевозможное разнообразие предметов, в свое время извлеченных из животов осужденных. Для того чтобы покинуть стены тюрем и колоний, перебравшись на более щадящий режим «больнички», эти люди умудрялись проглатывать алюминиевые ложки, здоровенные гвозди, длиннющие куски проволоки, половинки портняжных ножниц, градусники, мензурки, мебельную фурнитуру и даже пружины от кроватей.
- Особенно много случаев аутоагрессивности (то есть агрессии, направленной против самого себя - прим. авт.) фиксировалось в учреждениях пенитенциарной системы в конце 1970-х годов, - рассказывает начальник тюремной больницы, полковник внутренней службы Николай Хлопин. - Межличностные отношения среди осужденных были тогда более напряженными. В колониях часто случались внутренние разборки, а заключенные предъявляли друг другу так называемые «предъявы». Иногда вынесение такого «предупреждения» было равносильно смертному приговору и тогда осужденные стремились любой ценой попасть в тюремную больницу. Пусть даже посредством членовредительства.
Одни с разбега бились головой о бетонную стену. Другие вскрывали вены, наносили порезы на локтевых сгибах, кистях рук, ногах. (Был случай, когда один из таких «резальщиков» переусердствовал и потерял более двух с половиной литров крови!). Третьи протыкали себя всевозможными штырями. Однажды пришлось оперировать осужденного, который загнал в грудную клетку и выдавил сквозь спину (!) три деревянные спицы. Четвертые умышленно ломали себе конечности. А вот пятые глотали всевозможные предметы.
Впрочем, судя по некоторым свидетельствам, в 1970-х глотальщики еще не отличались всеядием и, как правило, «скушивали» только четыре разновидности несъедобных блюд: гибкие металлические прутья, гвозди, ложки и... колючую проволоку. В 1980-х мода стала меняться. Все чаще из желудков осужденных стали извлекать «якоря» и «кресты» - специально изобретенные для причинения максимального вреда «пользователю».
Конструкция «крестов» была простой, но эффективной. Два гвоздя скреплялись резинкой, закатывались в хлебный мякиш и проглатывались. В желудке гвозди принимали форму буквы «Х», прочно застревая в кишечнике. Некоторые для верности глотали по пять-шесть «крестов» одновременно и еще чего-нибудь на десерт. Однажды из желудка опытного глотальщика извлекли целый ассортимент скобяной лавки: два мотка проволоки, полкило гвоздей, ложку, заточку, дверной пробой, половину отвертки и несколько кроватных крючков.
Самое интересное, что этот человек проглотил все свое «богатство» в состоянии здравого рассудка и трезвой памяти. Ну а вообще всех глотальщиков можно подразделить на две условные категории. Тех, кто «кушал» гвозди и ложки по причине каких-либо психических отклонений, и тех (а таких было большинство), кто пошел на подобный шаг обдуманно - или из-за желания спрятаться в «больничку» от требующих вернуть карточный долг сокамерников, или примкнул к тюремной акции протеста, или просто решил отдохнуть от колонистской жизни... Правда, врачи говорят, что в момент глотательного действа большинство их пациентов все равно находились в состоянии нервного возбуждения или даже аффекта. И потому могли спокойно заглотить и 30-сантиметровый штырь и пару гвоздей-»двухсоток»...
Причем не один раз. Во второй половине 1980-х глотательство стало принимать формы рецидива. Некоторые из осужденных годами курсировали между «родной» колонией и тюремной больницей, имея на своем счету по пять-восемь случаев аутоагрессии. Таких упрямых не могли остановить ни карательные санкции (а глотательство расценивается как грубое нарушение внутреннего режима содержания, за которое «выписавшихся» из больницы заключенных обычно сажали в штрафной изолятор), ни скальпель хирурга. У иных глотальщиков была вырезана половина желудка и часть кишечника, а они снова и снова мастерили свои «кресты».
Справедливости ради отметим, что далеко не все пациенты оказывались в операционных. Под скальпель хирурга попадали только те, чьи проглоченные предметы перфорировали (прокалывали) внутренние органы. Других же глотальщиков, памятуя о безграничных возможностях человеческого организма, медики лечили... слабительным и покоем. Зачастую единичные гвозди, ложки и заточки, «поблуждав» немного по пищеводу, желудку и кишечнику, выходили наружу естественным путем...
Много фактов членовредительства регистрировалось и в первой половине 1990-х. Свою лепту тут внесли «пожизненники» - содержащиеся в колонии под Белозерском лица, приговоренные к пожизненному сроку заключения. В их спецколонии не забалуешь: особый режим содержания, жизнь в четырех стенах с примелькавшимся сокамерником и, как праздник, вывод раз в неделю под усиленным конвоем на помывку в тюремную баню. Аутоагрессивность становилась для этих заключенных чуть ли не единственной возможностью вырваться «в люди».
Но со временем эту проблему удалось решить, а в условиях провозглашенного курса на гуманизацию условий содержания осужденных членовредительство, к счастью, стало уходить из повседневной жизни большинства других колоний. Достаточно сказать, что последний коллективный случай аутоагрессивности был отмечен несколько лет назад в вологодской тюрьме на улице Чернышевского. Тогда в знак протеста против действий администрации около десятка заключенных демонстративно зашили нитками свои рты...
Глотальщиков же в последние два-три года стало совсем мало. Да и те, в основном, - малолетки из Судской и аналогичных ей колоний. Как ни пытается Минюст разрядить ситуацию в таких воспитательно-исправительных учреждениях, сколько ни вводит в штаты дополнительные единицы психологов - в подростковых «зонах» нравы остаются жестокими, а агрессивность бьет через край. Вот и недавно в больницу привезли совсем еще мальчишку, в стремлении вырваться от затерроризировавших его сверстников проглотившего около полукилограмма гвоздей.
Тем не менее медики утверждают, что проблема членовредительства за колючей проволокой уже перестала быть актуальной и стенд с демонстрацией «глотательных подвигов» постепенно переходит в разряд курьезных экспонатов, потерявших практическое значение. Ныне медперсонал тюремной больницы борется с новыми напастями - инфекционными. Сейчас колонии, пусть даже с изменившимся в лучшую сторону режимом содержания, из-за скученности людей по прежнему остаются главными очагами распространения заразы. Считается, что туберкулезом болен минимум каждый десятый обитатель СИЗО, колоний и тюрем. В той же тюремной больнице пришлось закрыть психиатрическое отделение и на его базе организовать туберкулезное, кстати, уже второе по счету. Тем не менее у некоторых из пациентов выявляются микстовые заболевания - это когда туберкулез наслаивается на вич-инфекцию. И по сравнению с историями болезней этих людей диагнозы уходящих в прошлое глотальщиков ныне воспринимаются не более как досадные недоразумения.
Комментарии читателей Оставить комментарий