"Кротовые норы"

Джон Фаулз
М.: Махаон, 2002.
Про что: Название самого полного собрания статей, эссе и прочих нехудожественных текстов писателя Джона Фаулза взято из физики и означает гипотетические каналы связи между отдаленными областями пространства-времени. Рассортированные по нескольким разделам статьи разных лет вскрывают подобного рода связи между пластами личного опыта известного писатель. Хоть это и сборник, Фауз-романист, Фаулз-читатель, Фаулз-феминист, Фаулз-марксист и Фаулз-натуралист – все-таки единый персонаж единого повествования.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Книжка “Кротовые норы” отнюдь не нова. У нас она вышла в сентябре текущего года, на родине автора – в 1998 году, составляющие же ее тексты – большей частью и вовсе написаны в шестидесятых. Но одно любопытное обстоятельство не может не привлечь внимания. Все дело в том, что в последние пару недель она неожиданным образом заняла солидное место рейтингах продаж. Как могло случиться, что книжка отнюдь не массового спроса, громоздкая, совсем не художественная, стала продаваться не хуже мягкообложечных детективов? В метро ее, вроде бы, читать не удобно, в школе ее не задают - и тем не менее.
В том ли причина, что самый читающий в мире народ не очень спешит превращаться в самого глотающего что ни попадя, лишь бы было напечатано? Или, может быть, Фаулз сделался настолько культовым, что его фанаты покупают все, что бы он когда ни написал? Или, наконец, в том, как интересно, остроумно и, главное, понятно умеет писать писатель Фаулз, даже когда пишет про сугубо умное и не прибегает к художественной увлекательности?
Последнее больше всего похоже на правду.
Не смотря на неуютное чувство, возникающее при слове “эссеистика” и убийственно умную вступительную статью, книжка невероятно увлекательна. В отличие большинства других именитых писателей, прекрасных в произведениях, но невыносимых самим по себе, интеллектуал Фаулз не выдает каких-нибудь неудобочитаемо-заумных литературных манифестов и не пытается поучать недоумка-читателя, в том, как “на самом деле” устроена жизнь. Эта книга напоминает происходящую за чаем приятственную беседу с умным, но не давящим интеллектом человеком, который, по любопытному стечению обстоятельств, является Джоном Фаулзом.
С. Бокова
Вообще-то гнобить бесспорного классика литературы двадцатого века как-то совсем неудобно: кому захочется выглядеть моськой, облаивающей слона?
Суть здесь, однако, совсем не в том, как пишет Джон Фаулз. Пишет-то он, как и положено классику, безупречно. Точнее, писал, потому что перед нами всего лишь сборник старых работ Фаулза, даже не им самим собранных и скомпанованных. Суть в том, что он как раз не пишет. Это грустно.
В аннотации сказано, что “Кротовые норы” – роман. Однако это, увы не так. Неизвестно, кто решил присвоить книжке статус “романа” - сам Фаулз или издатели. В любом случае, это хотя и стратегически верный ход, но совершенно негуманный. Снимая книгу с полки в магазине и видя это заветное слово, читатель, естественно, покупается. И покупает, думая: “Ага, новый фаулз!”.
И оказывается жестоко обманутым, потому что вместо новой книжки любимого автора получает лекцию о том, какие хорошие и интересные были предыдущие. Такие вещи обычно если кого и интересуют, то только распоследних литературоведов, нормальному же читателю нужна сама литература с новыми сюжетами и персонажами, а вовсе не рассказ о ней.
И как-то совсем не утешают рассуждения о том, что пусть это и отдельные тексты, да к тому же написанные в разное время и по разным поводам, да и вообще если и имеющие отношение к художественной литературе, то косвенное, - перед вами, уважаемая публика, все равно как бы такой новый роман. Все, мол, так и задумано: тут единый замысел, особая композиция, удивительная целостность и все такое.
Не верьте написавшим эти слова людям. Они обманывают вас, чтобы продать побольше книжек. Расходитесь по домам. Кина не будет.
В. Бенедиктов
Комментарии читателей Оставить комментарий