Развивающие страны не согласны с гегемонией США

Цивилизованный мир, если понимать под этим термином союз индустриально-развитых держав, столкнулся с почти неразрешимым иранским вопросом. Совет Безопасности ООН уже давно настаивает на том, чтобы Иран заморозил свою программу по обогащению урана.
Однако Тегеран отказывает ООН в праве диктовать ему условия. Самая влиятельная и могущественная международная организация оказалась в странном положении – при наличии всех необходимых полномочий она не может надавить на Исламскую Республику. Чего можно ожидать в дальнейшем? На этот вопрос отвечает заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев.
В любом варианте следует ожидать в ближайшей перспективе использование всех методов. Прежде всего, дипломатических, политических, экономических, правда, в меньшей степени. Потому что Иран – крупный игрок на нефтяном рынке. И вынашивает определенные планы насчет открытия нефтяной биржи у себя. Чем может повлиять, весьма существенно, на состояние нефтяного рынка, и не в пользу США. То есть проблема очень сложная. Но до перехода ее в военную фазу, по мнению П.Золотарева, еще очень далеко. И надеюсь, что этого все-таки не произойдет.
Большинство прагматичных политиков понимает, что силовые рычаги не приемлемы. После Афганистана, Ирака и Ливана стало очевидным, что даже локальный конфликт будет стоить многих тысячей жизней мирных граждан, не говоря уж о военных. Попытки сломить Иран даже объединенными силами НАТО дадут в итоге такую общественную реакцию, которая не снилась политикам со времен Вьетнама. Так что, если тенденции не изменятся, впору говорить о рождении нового миропорядка. Существующие правила игры меняются. Иран не идет на компромисс с Западом, а все возможные механизмы давления на него извне не эффективны. Остается только махнуть рукой?
В этой патовой ситуации хочется вспомнить о российской концепции многополярного мира. Это мир с несколькими политическими, культурными, религиозными и мировоззренческими центрами. Судя по всему, мы стоим на пороге такого переустройства.
Запад должен, наконец, понять, что однополярный мир уходит в прошлое. Гегемония (то есть руководящая роль какого-либо государства по отношению к другим) уже не приносит позитивных результатов. Свои интересы на международной арене лучше отстаивать более деликатными способами. Мировому сообществу предстоит строить диалог с Ираном не с позиции силы, а на условиях уважения интересов друг друга. Только таким образом можно избежать войны.
Комментарии читателей Оставить комментарий