Эстония отказывается вести переговоры по пограничным вопросам

Эстонское Министерство иностранных дел прислало в российский МИД ответную ноту с отказом от его предложения приступить к новым переговорам и заново заключить договоры по сухопутной и морской границам между Эстонией и Россией. О чём свидетельствует этот отказ?
Мнение политического обозревателя радиостанции "Голос России" Виктора Самарина.
«Голос России» уже информировал радиослушателей о том, что на днях российское внешнеполитическое ведомство официально предложило эстонскому руководству провести новые, что называется «с чистого листа», переговоры по пограничным вопросам. И заключить такие договоры, в текстах которых или в преамбулах к этим текстам присутствовало бы положение недвусмысленно констатирующее взаимный отказ сторон от любых территориальных претензий друг к другу - и ныне и в будущем.
Каждому, кто, как говорится, «в теме» - понятно, что это российское предложение является шагом доброй воли, инициативой, отвечающей объективным интересам Эстонии ничуть не в меньшей степени, нежели интересам России. Общеизвестна и причина, по которой оказались сорваны российско-эстонские пограничные договоры, подписанные еще в прошлом году 18 мая в Москве. Отозвать свои подписи российскую сторону вынудило, я бы сказал, вероломство эстонского сейма, который добавил по своей прихоти к Закону о ратификации подписанных в Москве документов – преамбулу со ссылкой на Тартусский мирный договор семидесятилетней давности. Пограничные линии, фиксировавшиеся тем договором, не только не соответствуют реалиям нынешнего времени, но и абсолютно утратили всякий свой смысл еще со вступлением Эстонии в состав Советского Союза накануне Второй мировой войны и в связи со всеми последовавшими событиями. То, что эстонские парламентарии вдруг уцепились за давно уже умерший Тартусский договор, Россия резонно расценила как их стремление юридически реанимировать саму возможность Эстонии предъявлять в будущем территориальные претензии на приграничные с ней исконные российские земли. На земли, какие в 1920-ом году временно оказались в границах молодой эстонской республики – уместно напомнить, детища российской Октябрьской социалистической революции, разрушившей империю, в которую входила и Эстония.
Казалось бы, все яснее ясного. Эстонский парламент либо ошибся, либо «пошел на поводу» у людей безответственных и авантюрных. И значит, необходимо исправить эту ошибку, тем более что Россия предложила разумный и справедливый способ этого исправления, ни в коей степени не унижающий достоинство эстонской стороны.
Но что в ответ заявляет эстонский министр иностранных дел Урмас Паэт? «Эстонская сторона, - заявляет он, - готова к вступлению пограничного договора в силу только в такой форме, как он был подписан в мае прошлого года. И так как пограничный договор рассматривает, прежде всего, проведение пограничных линий, а в этой части у нас нет разногласий, то мы не видим препятствий, чтобы этот договор мог вступить в силу, и не считаем нужным проведение каких-либо новых переговоров с Россией по пограничному вопросу».
Заметьте, господин Паэт ни словом не упоминает о пресловутой преамбуле сейма, как и о том, чтобы зафиксировать взаимное отсутствие территориальных претензий сторон друг к другу. О чем это свидетельствует? Как мне представляется, о том, что ныне властвующие в Эстонии круги хотят сохранить юридическую лазейку для территориальных претензий к России – если и не теперь, то хотя бы когда-либо в будущем. К тому же очень похоже, что отсутствие договоров о сухопутных и морских границах между Эстонией и Россией – весьма устраивает стратегов Североатлантического блока – НАТО, куда Эстония входит, и где ее нынешнее руководство получает «руководство к действиям» (уж простите за тавтологию).
Комментарии читателей Оставить комментарий