Михаил Маргелов нашел средство от «голландской болезни»

Прошедший саммит «восьмерки», на котором главным пунктом обсуждения была проблема энергетической безопасности, признал важную роль России на мировом рынке углеводородов и члены «восьмерка» сошлись во мнении, что основным условием энергетической безопасности остается диверсификация источников энергии и путей ее доставки.
Об этом сказал председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов на ежегодном 14-ом Американо-российском деловом совете, который проходит в Нью-Йорке.
докладчик напомнил, что проблемы энергоснабжения вписаны в треугольник: производитель, потребитель, страна транзита. И невнимание к транзитному «углу» этого треугольника приводит к недоразумениям, вроде толкования газового инцидента с Украиной: крадут из трубы, а счеты сводят поставщик и потребитель.
Сенатор утверждал, что Россия сегодня в рамках международных правил готова к экономическому сотрудничеству с любой страной.
«Недавно я сопровождал президента Путина в Африку, - рассказал Михаил Маргелдв. - Присутствовал на переговорах в ЮАР и Марокко. Всюду речь шла об экономике и энергетике, и я не увидел признаков какого-либо «великодержавия», в том числе и в энергетических проектах. Слова президента Путина о «великой энергетической державе» были просто неверно истолкованы. Он имел в виду, что следует не только изживать недостатки нашей экономики, но и развивать достоинства. Он призывал попробовать на благоприятной нефтяной конъюнктуре улучшить структуру отраслей хозяйства».
Говоря об экономическом положении страны, М.Маргелов отметил, что эксперты считают его благополучным. С января по май этого года прирост ВВП составил более шести процентов, промышленного производства - почти пять процентов, а инвестиции в основной капитал уже четвертый год превышают десять процентов.
Эксперты отмечают относительную финансовую стабильность. Инфляции в августе достигла девяти с половиной процентов в годовом исчислении. Но это меньше двенадцати прошлогодних процентов. К тому же, у России профицит по бюджету и платежному балансу. Объем золотовалютных резервов Центробанка - 277 млрд долларов. А Стабилизационный фонд достиг почти 2,7 трлн рублей. Разумеется, высокие цены на углеводороды увеличивают положительное сальдо внешнеторгового баланса - оно составило в первом полугодии более 74 млн долларов.
Известно, отметил сенатор, что присоединение России к ВТО пока не состоялось. Хотя к июлю этого года Россия подписала протоколы с 52 странами по товарам и с 57 - по услугам. Не буду останавливаться на этой широко освещаемой теме. Скажу лишь, что России предлагаются обязательства, которые, вообще говоря, выходят за границы стандартных условий присоединения. Это печально и не практично, в том числе и для тех, кто уже работает в системе ВТО. Ведущие рейтинговые агентства, такие как Moody\'s Investor Service, Fitch, Standard & Poor\'s, определяют рейтинг России на инвестиционном уровне.
«Сожалею, что не смогу пополнить список успехов результатами энергетического диалога России и США. Не могу также сказать, что энергетические отношения с той же Европой - абсолютно безоблачны. Например, компромисс по поводу ратификации Энергетической хартии и известного Протокола о транзите до сих пор не достигнут» - сказал М.Маргелов.
Он отметил, что Россию иногда обвиняют в энергетическом империализме. Правда, с точки зрения сенатора, повод выбран ничтожный - переход с дотационных на рыночные цены в торговле газом с Украиной. Пишут о том, что Европа попала в энергетическую зависимость от России, что российская энергия - это новое геополитическое оружие.
«Спора нет, и отрицать роль энергетического фактора в международных отношениях невозможно. Особенно, когда, по мнению многих экспертов, на смену геополитике приходит геоэкономика. Но почему поставки нефти или газа Россией считать именно средством давления? Поток углеводородов из России в ту же Европу, на самом деле, значителен. Но для Европы это в пределах трети всего потребления, а для России - это львиная доля всего нефтегазового экспорта. Кто от кого зависит, вообще говоря? Далее, Россия хочет выйти в АТР, в том числе - через энергетические связи с Китаем, Японией, другими странами этого региона. Но Россия для этих стран лишь средство диверсификации импорта, других поставщиков Россия из этого региона вроде бы не вытесняет. Слишком велики там потребности в углеводородах. Но мне не приходилось встречать официальной геоэкономической стратегии России. А потому я затрудняюсь сегодня отвечать на вопрос, с кем она будет больше торговать в перспективе - с Европой или Азией? Хотя экспорт углеводородов из России велик, она не может стать страной «нефтяного благоденствия», как относительно малонаселенные арабские государства или Норвегия» - сказал Михаил Маргелов.
В своем выступлении сенатор отметил, что российский ВВП растет более высокими темпами, чем в большинстве развитых стран, сегодня в российской экономике создаются благоприятные для ведения бизнеса условия, есть интерес к использованию концессий в инфраструктурных проектах, снижается налоговая нагрузка. М.Маргелов предложил не стал преувеличивать коррупционность ни российского чиновничества, ни российского бизнеса, хотя, если верить Transparency International, российские экспортеры, вместе с индийскими и китайскими, находятся в первой тройке давателей взяток. Однако корректно при нынешних особенностях рынка говорить не о национальных коррупционных системах, а о единой международной такой системе. Тем более что исследованием Transparency International установлено - нет ни одной страны, чьи компании не давали бы взяток чиновникам так сказать «принимающих» стран. Например, в странах с переходными экономиками взятки с большей охотой дают именно иностранные, а не местные бизнесмены.
Политические риски в России, по мнению М.Маргелова, сегодня они незначительны. Права собственности укреплены удовлетворительно.
В своем выступлении сенатор затронул тему экологического скандала на сахалинских месторождениях, о котором много и в деталях пишет пресса, выставляя виноватым Кремль, будто бы занятый выдавливанием иностранцев из стратегических добывающих отраслей. «Скажу лишь, что проектные требования должны выполнять все компании, сколь высоким международным авторитетом они не пользовались бы. И помнить, что Россия - не страна «третьего мира», что для нее экологическое оформление проектов столь же важно, как и для США или Западной Европы. Так что сахалинское дело к политическим рискам относить некорректно» - заявил М.Маргелов.
В заключении своего выступления Михаил Маргелов сказал, что универсального средства против «проклятия природных ресурсов» (resource curse) нет.
«В наше изменчивое время экономисты избегают общих методов, как это было в прошлом веке и ранее. Даже в научной литературе имена, например, Кейнса, Маршалла, Фридмана и прочих славных авторов универсальных подходов встречаются редко. В современной экономике каждое явление становится уникальным. И рецепт, выработанный по отношению к нему, оказывается одноразовым» - сказал сенатор и подчеркнул, что по крайней мере два теоретических пути облегчения «голландской болезни» известны - развитие инноваций и высоких технологий, также перераспределение природной ренты, но не в бюрократических кабинетах, а через налоги и рентные платежи.
Собкор KMNews Константин Вакуров
Комментарии читателей Оставить комментарий