Роман Трахтенберг оказался на волосок от смерти

Эксклюзивный репортаж специального корреспондента KM.RU Тамары Миодушевской. Фото Игоря Варнавского. Видео « Константина Арзанова, монтаж Романа Шепелева
В легендарном городе Бобруйске несколько лет назад прошла премьера спектакля под названием «Последний грешник» по пьесе Ежи Юрандота. Сюжет античного произведения таков: создатель решил разрушить Землю, поскольку та погрязла в пороках. Ангелы отправляются к людям, чтобы найти среди них хотя бы девять праведников. Девятым оказался главный злодей города грехов Иаас.
Этот тип совсем не вписывался в классические представления о добропорядочных людях. Откровенный разбойничий вид, дом, оборудованный по последнему писку античной моды. За словом в карман не лез, был прямолинеен и временами дерзок. Представители второй древнейшей профессии всячески издевались над ним в своих пасквилях.
Как часто бывает, человек, чьи поступки кажутся вызывающими, а речи дерзкими, совсем не таков, каким видится. Как часто за вызывающей внешностью и грубым поведением скрывается доброе и нежное сердце, способное на самопожертвование. Сегодняшний выпуск программы «Частная жизнь» посвящен Роману Трахтенбергу - известному шоумену, режиссеру, теле- и радиоведущему, кандидату культурологических наук и просто удивительному человеку.
- Вас часто обвиняют в эпатаже. Статьи скандального содержания появляются одна за другой. Как вы относитесь к подобным проявлениям славы?
- Я сторонник того, чтобы не выдергивать фразы из контекста. Однажды про меня написали в журналах, что Трахтенберг оскорблял людей. Никогда я никого не оскорбляю. В хамстве замечен не был ни разу. Да, я умею шутить. Шутить можно с разной долей скабрезности. С разной долей оскорбительности. Но если ты оскорбил человека — ты перегнул палку — ты профнепригоден. Ни в коем случае этого делать нельзя. Если хочется кого-то унижать или гнобить, пожалуйста, у тебя есть твоя любимая кандидатура, ты стоишь на сцене и про себя можешь говорить что хочешь. Можешь даже пропустить историю, что Ксюша Собчак похожа на лошадь: но не просто сказать, что она похожа на лошадь, а сказать, что «на очень маленькую, очень симпатичную и умную лошадку, на пони». По-другому никак нельзя. Хамы живут по принципу «чтобы стать чище, не нужно часто мыться, можно просто облить грязью соседа». Когда хочешь кого-то унизить — это неправильно.
Веселый нрав и вечная беззаботность, которые приписывались ему и так раздражали завистников, оказались лишь маской.
- Говорят, что клоуны — самые грустные в мире люди. Это так?
- Да, я тоже очень печальный человек. Не грустный, а печальный. Грусть — это сегодня ты грустный — завтра веселый. А печаль — это вещь глобальная: грусть-тоска меня съедает.
В отличие от великосветских античных снобов, он не боялся показаться смешным и время от времени выступал с речами о том, как смешон мир и прежде всего он сам, то есть Иаас.
- Вы говорили, что в одежде у вас стиль «плохого мальчика»…
- Нельзя же встречать по одежке. Да, на вид я — придурковатый. Это факт. Но у нас любят юродивых. У нас в стране кто звезды? Зверев, Тимати, верки сердючки — они клоуны, ну, и я тоже. А что? Мы зарабатываем деньги. Другое дело, что Боря Моисеев — он тоже такой гэг, но при этом образованнейший, интеллигентнейший человек. То, что он играет в такого клоуна, такого голубого… Бывает рыжий, белый… Я — рыжий клоун, он — голубой… Главное — чтобы внутри что-то было.
Он пережил слишком много трагических моментов в своей жизни. Главный из них — разочарование в любви.
- Вам знакомо понятие несчастной любви?
- Была у меня любовь, которая разрушила всю жизнь. Но несчастной ее не назовешь, так как я в этот момент все же был временно счастлив. Любовь — это всегда несчастье. Я согласен с Гришковцом, что когда любишь — всегда проблемы, потому что не принадлежишь себе, находишься в каком-то параллельном мире. Когда спускаешься на Землю — а рано или поздно это происходит — выясняется, что все что можно уже потерял. Это всегда плохо.
- Каким было ваше детство?
- С удовольствием вернулся бы в детство. Там меня кормили б и поили. Пускай и ругали, может, жизнь сложилась бы по-другому. Вдруг я стал бы Абрамовичем.
В пьесе Ежи Юрандота вкусы главного героя относительно женщин весьма специфические. Он очень любвеобилен, но в его сердце всегда живут несколько идеалов.
- Вы не особо жалуете женщин, называете их продажными чудовищами. Есть ли исключения?
- Конечно. Например, Ксюша Собчак — хороший человек. Кто при мне скажет про Ксюшу плохо, с тем сразу перестаю общаться. Это замечательный человек. Так и из меня делают чудовище. Мне нравится Новодворская, нравится Хакамада. И еще парочка женщин, которые являются исключением из общего правила. В основном женщины — это коварные существа. Бабы, которые живут на Рублевке, — они что ли эталон? Да нет…
Единственным прибежищем героя был его дом. Только там знали, какой он на самом деле.
- Можете ли вы сказать, что обрели сейчас настоящую семью?
- Семья — это главное. Любовь приходит и уходит, а семья — это то, ради чего нужно жить. Я — не примерный семьянин. Но сколько бы ни было баб, семья — это главное. Дом, где ждут, где простят, где не предадут, куда всегда возвращаешься, — это твой тыл. Ради этого работаешь.
Он пережил множество предательств, именно они закалили его характер и сделали внешне несносным его нрав. За спиной его обвиняли в глупости и безнадежном цинизме, однако он не был таким.
- Вы — кандидат культурологических наук. Что для вас значит это звание? Для чего вы защищали диссертацию?
- Я защищался для того, чтобы моему сыну не было стыдно за папу, потому что все время про папу говорят какие-то гадости. На все эти вопросы он может отвечать: «Мой папа — кандидат наук. А ваш?» Вот вы говорите, что он такой глупый, — нет, папа не глупый. Папа умный. Просто папа понимает, что такое бизнес и что такое наука.
Почему последний грешник оказался праведником? По сюжету все награбленное он отдавал на благотворительность.
- Можете ли вы назвать себя состоятельным человеком?
- Нет. Я бедный. Знаете, евреи бывают двух категорий: бедные и больные и очень бедные и очень больные. Я скорее из какой-то третьей категории… (Смеется.) Я занимаюсь благотворительностью, но говорить об этом не хочу, это мое личное дело. Я делаю это для себя, а не для прессы!
Он был бесконечно усталым и бесконечно разбитым. Не было в мире более трагичного человека, чем Иаас, слишком часто он находился на грани жизни и смерти.
- Как часто вы попадали в экстремальные ситуации?
- С дайвингом была такая вещь: меня выкинуло со 135 метров. В живых остался просто чудом. Могли порваться легкие - и быть бы мне инвалидом. Так что повезло! Были и такие ситуации, что сам хотел… Это нормально. Думаю, все через это проходили, но не все об этом говорят. Бывает, наступают моменты в жизни, когда задаешься вопросом: «А зачем вообще жить?» Я уже все сделал, что хотел. Всех обеспечил. Они прекрасно проживут и без меня. А мне зачем коптить небо? Я бы с удовольствием продал кому-то свою жизнь, если кому-то она нужна. Деньги отдал бы родным. Если кому-то надо умирать или идти на расстрел, а он не сделал что-то очень важное — дайте мне денег, и я вместо него совершенно спокойно пойду.
Роман Трахтенберг — известный шоумен. Кандидат культурологических наук, теле- и радиоведущий.
Ежи Юрандот — польский комедиограф. Параллель с произведением «Последний праведник» приведена случайно и ненамеренно. Не верьте глазам своим, а верьте сердцу, не ошибайтесь в людях.
Комментарии читателей Оставить комментарий