Ядерные амбиции Саудовкой Аравии — часть более обширной стратегии

Заявление Саудовской Аравии о строительстве 16 реакторов к 2030 году, может показаться нелепым
Недавнее заявление Саудовской Аравии о том, что она планирует построить 16 крупных реакторов к 2030 году, может показаться нелепым в свете катастрофы в Японии. В действительности королевство подкрепляет текущее стремление Ближнего востока стать крупнейшим рынком атомной энергии и подчеркивает сохраняющуюся привлекательность атомной энергетики для индустриально неразвитых государств. Более того, учитывая масштаб плана — только на строительство реакторов будет выделено более 100 миллиардов долларов — Рияд находится в положении, которое позволяет ему диктовать условия и использовать проект для развития новых партнерских отношений и урегулирования старых.
Заинтересованность королевства в ядерной энергии зачастую связывают с его соперничеством за региональное лидерство с Ираном и нежеланием Рияда уступить Тегерану в это аспекте. Но ядерные амбиции Саудовской Аравии оформились в 2009 году в преддверии саммита в Копенгагене. Тогда лидеры королевства поняли, что глобальные усилия по контролю за изменением климата в конечном счете могут привести к наказанию стран которые не используют неуглеродные источники энергии. В апреле 2010 король Абдулла издал указ, в котором говорится, что «развитие атомной энергии является необходимым для удовлетворения растущей нужды королевства в энергии, которая нужна для выработки электричества, производства пресной воды и снижения зависимости от углеродных ресурсов». Не было сказано, что эти заканчивающиеся углеродные ресурсы будут использованы лучшим способом — для получения экспортных прибылей и вложения средств в модернизацию экономики королевства, а не для покрытия внутренних энергетических нужд. Рост потребления электричества в Саудовской Аравии растет на 6-8 процентов ежегодно, и к 2020 году им будет необходимо вырабатывать дополнительные 60 тысяч мегаватт.
В этом контексте атомная энергия является ключевым компонентом стратегии Рияда по переходу экономики от начального производства к индустриальной зрелости. Производство электроэнергии на атомных электростанциях сопряжено с меньшими затратами, чем при использовании нефти или газа и оно может не прерываться на очень долгие периоды времени, что делает его весьма привлекательным для удовлетворения промышленных и коммерческих нужд. Атомные электростанции также являются единственной реальной альтернативой углю, так как при их работе не создается парникового эффекта. Кроме того, атомная энергетика по-прежнему является привлекательным инвестиционным сектором для стран стремящихся сделать вклад в свою научно-индустриальную базу, так как они опираются на широкий спектр экономических технологий, которые одновременно поспособствуют внутреннему развитию. В этом смысле Саудовская Аравия не является исключением.
Такой более широкий подход к инвестированию в атомный сектор очевиден в связи с тем фактом, что атомная программа является частью плана короля Абдуллы по созданию города с атомными и возобновляемыми источниками энергии и Рияд намерен продвинуться в этом направлении при помощи извне. В июне 2010 года европейцы помогли королевству определить «стратегию высокого уровня в области ядерных и возобновляемых источников энергии», а также в сфере опреснения воды.
Идентичные соображения являются основой ядерных программ Турции и соседних Объединенных Арабских Эмиратов. В действительности, с учетом важности атомной энергетики для стратегии модернизации Саудовской Аравии, королевство, равно как Турция и ОАЭ, выберет поставщиков, которые предложат лучшую сделку в контексте передачи технологий и индустриального партнерства. Обширность планов по строительству реакторов, в добавок к растущим опасениями связанным с атомной энергетикой после «Фукусимы», гарантирует, что именно Рияд будет диктовать условия, когда дело дойдет до переговоров.
В самом деле, в отличие от ОАЭ и Турции, Саудовская Аравия может использовать свою ядерную программу для достижения геополитических целей, и Рияд скорее всего выберет нескольких мировых поставщиков. Кроме того, королевство может реализовывать свои планы, не обращая внимания на ограничения, установленные Соединенными Штатами, как те, что прописаны в «соглашении 123», которое с США заключили ОАЭ. Сегодня это соглашение является своего рода «золотым стандартом» атомного сотрудничества с развивающимися ядерными державами ввиду строгого контроля за передачей технологий.
С учетом запросов и недавней дипломатии Рияда и Франция, и Россия, вероятно, заинтересуются атомной программой королевства. Франция уже заключила с ним соглашение и даже если она не получит заказа на строительство реактора, она может заполучить важные контракты в том, что касается ядерного топливного цикла. Так было при ядерной программе ОАЭ, где Франция из-за соображений стоимости проиграла основной тендер новичку рынка - Южной Корее. Москва также обратила свои взоры на Саудовскую Аравию и предлагает осуществлять строительство АЭС под ключ. Этот подход вполне оправдал себя в Турции и других странах. В конечном счете, новые технологии строительства, передовые технологии и бизнес модели, которые позволяют строить АЭС в сложных условиях пустыни могут сыграть решающее значение, а это означает, что именно южнокорейская корпорация Korea Electric Power имеет отличные шансы, особенно с учетом ее успеха в Объединенных Арабских Эмиратах.
Ядерный рывок Саудовской Аравии также согласуется с ее восточной политикой. Выбранное для заявления время — сразу после подписания атомного соглашения с Пекином — может говорить о желании королевства получить необходимые ядерные компоненты, если не реакторы как таковые, у Пекина. Гражданская ядерная энергетика для Пекина своего рода полет на луну, и в мире после Фукусимы, Китай, вероятно, станет ключевым игроков в атомной промышленности.
Индия также выиграет от атомной программы королевства, особенно если будут выбраны французский или российский проекты, так как крупные производители Индии работают вместе с компаниями из этих двух стран в производстве основных ядерных компонентов. Сделки Саудовской Аравии с Индией и Китаем будут частью более крупного импорта научных знаний в обмен на углеродное сырье, которое так необходимо азиатским гигантам. Саудовская Аравия сделает существенный вклад в свое будущее, помогая Востоку защитить его настоящее.
В конце концов, тот факт, что атомная программа Саудовской Аравии гораздо масштабнее программы любой другой арабской страны Персидского залива лишний раз подчеркивает ее экономическое превосходство в регионе. Она также четко стремится привлечь студентов, заинтересованных в техническом образовании, во многом таким же образом как привлекает набожных мусульман на суннитские семинары. Успешный переход королевства к ядерной энергетике, который достигается посредством инвестирования в науку и образование, может упрочить позицию Саудовской Аравии, сделав королевство главной опорной точкой мусульманского мира в 21-м столетии. И это реальная ядерная гонка с Ираном, которую оно намерено выиграть.
Комментарии читателей Оставить комментарий