«Украина – для украинцев!» Как создавали украинский национальный миф

Украинский Пьемонт
«Отец истории Украины» Михаил Грушевский и другие украинствующие считали, что национально-освободительное движение в Малороссии начнётся с Галиции-Галичины, которая в это время входила в состав Австро-Венгерской империи. Поэтому Грушевский предложил называть её «украинским Пьемонтом».
Пьемонт – это регион на северо-западе Италии, он был основной частью Сардинского королевства со столицей в Турине. В первой половине XIX века – наиболее экономически развитый регион Италии. Дворянство и буржуазия Пьемонта сыграли видную роль в итальянском национально-освободительном движении XIX века. Вокруг Сардинского королевства (фактически вокруг Пьемонта) в 1859–1860 гг. произошло объединение Италии.
В начале XX века Грушевский начал продвигать идею, что Галиция будет главным центром украинского национально-освободительного движения. «Украинский Пьемонт» становится культурным центром всей Малороссии, в котором создаются и развиваются методы культурного, национального и политического возрождения «украйны».
Правда, это был очередной миф, который слепили украинствующие. Галиция не могла стать центром «возрождения» Украины. Во-первых, никакой «незалежной» Украины-Руси никогда не существовало. Была Западная и Южная Русь, русские земли и русский народ, который попал под власть польско-литовских феодалов, Польши и Австрии. Русская Галиция вплоть до начала массового террора и геноцида русских (русинов) в годы Первой мировой войны оставалась русской. Русское население Галиции (русины) в большинстве своем не поддерживало украинствующих, украинофилов. Идеи «самостийности» были уделом незначительной группы интеллигенции, как и в остальной части Малой России.
Во-вторых, австрийская Галиция была одним из беднейших, аграрных регионов Европы. Она не могла стать политико-экономическим фундаментом для «возрождения украйны». Русины занимали подчиненное положение. Знать была немецко-австрийской и польской. Буржуазию формировали также немцы и поляки, а также евреи. Русины, униаты, которых австрийские власти и украинствующие пытались переделать в «украинцев», были крестьянами, работниками, слугами и сельской интеллигенцией (включая священников). То есть южные русы-русские (русины, малороссы), в отличие от Российской империи, где они могли быть канцлерами, фельдмаршалами, князьями, графами и академиками, в Австро-Венгрии были в роли людей второго сорта.
Поляки и австрийцы – архитекторы украинской идентичности
Таким образом, Галиция не могла стать «украинским Пьемонтом», базой для культурного, национального и политического возрождения «украйны». Однако здесь было две силы, заинтересованные в расчленении и ослаблении русского суперэтноса. Которые опасались панславянских, русофильских настроений, усиления Российской империи. Тяги местных русских-русинов к национальной культуре, языку, России. Это польская знать, интеллигенция, духовенство (иезуиты), которые сохраняли привилегированное положение в областях, что отошли к Австрии во время трёх разделов Речи Посполитой, включая Галицию.
Польские идеологи развивали миф о Московии и москалях, о том, что русские-москали и украинцы-малороссы – разные народы. Мол, украинцы – настоящие славяне, свободолюбивые европейцы, а русские-москали – азиаты, потомки финно-угров и монголов, племя, склонное к рабскому подчинению, азиатчине.
Так, польский иезуит, историк Валерин Калинка в середине XIХ века организовал во Львове интернат для лояльной украинствующей молодежи, воспитанной в греко-католичестве (униатство) и подготовленной для борьбы с русофилами и православными.
«Между Польшей и Россией живет огромный народ, ни польский, ни российский, – писал иезуит. – Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Поляком он не будет, но неужели он должен быть москалем?! Пускай Русь (Малороссия) останется собой и пусть с иным обрядом, но будет католической – тогда она и Россией никогда не будет и вернется к единению с Польшей. Тогда возвратится Россия в свои природные границы – и при Днепре, Доне и Черном море будет что-то иное».
Австрийские власти, которые боялись роста мощи Российской империи, того, что Россия окончательно разгромит Османскую империю, возьмёт под свой контроль Проливную зону и Константинополь, православные и славянские народы Балкан. Что их «лоскутная империя» рухнет из-за развития славянского национально-освободительного движения, ориентированного на Россию, также всячески способствовали развитию украинского движения и старались подавить самосознание русинов-русских. В XIX столетии в Галиции австро-венгерские власти проводили политику запретов и дискриминации коренного западнорусского населения, при одновременной всемерной организационной, информационной и материальной подпитке украинствующих.
В 1912 году на Балканах началась война между славянскими государствами и Турцией. Война ещё больше обострила русофобские настроения Вены. А украинствующие потребовали расправ над русофилами-москвофилами. Москвофильство среди карпато-русского народа назвали «пятой колонной». Ещё перед войной австрийские власти с подачи украинствующих начали расправы над деятелями русского движения в Галиции. А во время Первой мировой войны эти расправы вылились в масштабный террор и геноцид русских.
В итоге в ходе войны власти Австро-Венгрии провели широкий геноцид русского населения Галиции – сотни тысяч человек были расстреляны, повешены, замучены и заморены в концлагерях, изгнаны из своих домов. К концу войны русскость Галиции в ходе масштабных этнических чисток и геноцида Галиции была уничтожена. Русских активистов, которые стояли за своё русское имя, уничтожили или изгнали. Оставшееся население подвергли украинизации. Так был создан «украинский Пьемонт» – плацдарм западенства, «щирого» украинства в Малороссии.
«Даже если прольются реки крови!»
Большая часть украинофилов призывала к автономии «украйны», но появились и первые радикалы, которые призывали к полной «незалежности». Среди них выделялся Николай Иванович Михновский (1873–1924). Родился в селе Туровка в семье сельского священника, который придерживался украинской идеологии. В 1890 году поступил на юридический факультет в Киевский университет. Быстро стал лидером и идеологом тайной организации украинских националистов «Братство тарасовцев». Организация провозгласила своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, единую и неразделённую, от Сана до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную среди свободных, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную по своей сути».
В 1893 году Братство разгромили, но Михновский избежал ареста. Работал адвокатом, во Львове установил тесные контакты с украинствующими. В 1899 году переехал в Харьков. В 1900 году принял участие в создании Революционной украинской партии (РУП) – первой украинской политической самостийницкой организации Восточной Малороссии. Михновский составил программу партии – во Львове была опубликована брошюра «Самостийная Украина». В ней политик призвал к полному разрыву с Россией.
По мнению Михновского, существует юридическая основа права украинской нации на самоопределение. Украинцы якобы имели свою государственность – княжества Киевской и Галицко-Волынской Руси, Литовскую Русь, гетманаты Хмельницкого и Мазепы. Переяславский договор создавал конфедерацию России и казачьего государства. Россия нарушила этот договор и поглотила Малороссию. Также в России права и свободы украинцев нарушались, что привело к деградации нации. Поэтому украинцы имеют право на самоопределение, что приведёт к национальному возрождению. В деле создания своего государства легитимны все формы борьбы, вплоть до вооруженной. Её должна организовать украинская интеллигенция третьего поколения (первые два служили Польше и России).
Таким образом, Михновский первым открыто признал необходимость вооруженного восстания против России. Украинский националист писал: «Все, кто на Украине не за нас, тот против нас. Украина для украинцев, и пока хоть один враг-чужак останется на нашей территории, мы не имеем права сложить оружие».
Он же первым выдвинул лозунг «о единой, неделимой и свободной Украине от Карпат до Кавказа». В сущности, повторив лозунг польских панов о Польше «от моря до моря» (вместо моря – горы).
Брошюру спокойно напечатали во Львове, хотя там были претензии и на австрийские земли, и нелегально распространили по России. Обвиняя во всех бедах Украины Россию, Михновский про Австрию не вспоминает.
Малороссийская интеллигенция приняла этот манифест крайне враждебно. В самой РУП вскоре открестились от Михновского и его программы. Брошюра в России была запрещена. Но Михновского это не остановило. В конце 1900 года, в ответ на запрет официальной власти сделать надпись на украинском языке на памятнике Котляревскому в Полтаве, он написал открытое письмо министру внутренних дел Дмитрию Сипягину, которое заканчивалось словами:
«Украинский народ должен сбросить господство чужеземцев, поскольку они выжигают душу самой нации. Должен добыть себе свободу, даже если зашатается от этого целая Россия! Должен добыть себе освобождение от рабства национального и политического, даже если прольются реки крови! А та кровь, которая прольётся, падёт как народное проклятье на вашу голову, господин министр, и на головы всех угнетателей нашего народа».
В 1902 году, в связи с тем, что в РУП начали брать верх социалистические настроения, Михновский вместе с немногочисленными единомышленниками вышел из партии и в начале 1904 года создал свою – Украинскую народную партию (УНП). Новая националистическая партия провозгласила своей целью борьбу за независимость Украины. Михновский стал её лидером и главным идеологом, автором программы УНП и других партийных документов. Её основой стали т. н. «Десять заповедей Михновского»:
«Одна, единая, неделимая, от Карпат и до Кавказа независимая, свободная, демократическая Украина»;
«Украина – для украинцев! Итак, выгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей»;
«Все люди – твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи – это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и обирают нас»;
«Всегда и везде используй украинский язык. Пускай ни жена твоя, ни дети твои не оскверняют твой дом языком чужаков-угнетателей»;
«Не бери себе жену из чужаков»
и т. д.
Идеи Михновского казались слишком радикальными даже для украинствующих. Грушевский позднее называл его даже фашистом. Однако уже в условиях Первой мировой войны радикализм, крайний национализм был востребован. Украинствующие взяли курс на полную независимость (на деле ложась сначала под Австрию и Германию, а затем под Польшу и Антанту) и очищение «украйны» от «чужаков-угнетателей».
Комментарии читателей Оставить комментарий
ещё хотя бы один умные книги Клесова читает.
выходит, не всегда под своим ником пишешь?
Ещё вопрос кто тут д...
Впрочем,и не вопрос совсем.
Причем тут европейцы,дуся? Речь о конкретном лице,заклеванном как раз протестантским обществом.
Хоть коменты читайте, моском , а не опой. Сразу к перу бросаются,как пушкины.
Это авангардисты. У них все вообще-впереди.
Да плевать ,что там "нарот помнит".
Вы совсем мимо. Нарот и пугачевых помнит.
.
Ум всегда одинок в своём времени.