Франция. 1934. 89 минут.
Авторы сценария Жан Гине (Jean Guinee), Альбер Рьера (Albert Riera), Жан Виго (Jean Vigo)
Оператор Борис Кауфман (Boris Kaufman)
Художник Франсис Журден (Francis Jourdain)
Композитор Морис Жобер (Maurice Jaubert)
Мишель Симон (Michel Simon), Дита Парло (Dita Parlo), Жан Дасте (Jean Daste), Жиль Маргаритис (Gilles Margaritis), Луи Лефевр (Louis Lefebvre), Морис Жиль (Maurice Gilles), Рафаэль Дилижан (Raphael Diligent), Фанни Клар (Fanny Clar)
Оценка - 10 (из 10)
Романтико-поэтическая трагикомедия
![]() | |
• | Постер к фильму |
Это первый и единственный полнометражный фильм всего лишь 28-летнего французского режиссёра Жана Виго, который преждевременно умер (с детства был болен туберкулёзом) осенью 1934 года, так и не увидев не порезанный цензурой вариант своего главного произведения - картина первоначально вышла на экран под названием «Шаланда плывёт» в честь популярной тогда песенки. По сути же, Виго был открыт заново только в 1945 году, когда была выпущена вообще запрещённая игровая короткометражка «Ноль за поведение», созданная Жаном Виго непосредственно перед «Аталантой». С 1951 года во Франции присуждается кинопремия имени Виго, предназначенная независимым и необычным по стилю постановщикам (среди первых лауреатов значатся, например, Альбер Ламорисс, Ален Рене, Крис Маркер). А сам автор только трёх короткометражек и одной полнометражной ленты стал признанным классиком мирового кино, оказавшим громадное влияние на многих кинематографистов из самых разных стран.
«Аталанта» считается по уже сложившейся традиции более лирическим, романтико-поэтическим фильмом (кстати, весьма знаменательно присутствие на экране в крошечных ролях братьев Превер, один из которых - Жак Превер - окажется в конце 30-х годов причастным к формированию направления «поэтического реализма» во французском кино). Однако несомненна связь этой картины и с ранними сатирическими, трагифарсовыми опытами Жана Виго в документально-иронической поэме «По поводу Ниццы» (1929) и в игровой язвительной притче «Ноль за поведение» (1932). В «Аталанте» на самом-то деле сочетаются поэзия и гротеск. Гротескны обыватели провинциальных городков, мимо которых проплывает баржа под названием «Аталанта» - допустим, свадебные гости, провожающие новобрачных, Жана и Жюльетт, или же праздная толпа в ресторане, где Жюльетт впервые встречается с забавным коммивояжёром, более похожим на странствующего клоуна (его и играет настоящий клоун Жиль Маргаритис).
Между прочим, в этом можно обнаружить намёк на генеалогию главных персонажей: путешествующий торговец - как Арлекин, Жюльетт - словно Коломбина, а Жан - будто Пьеро. Жана, вполне прозаичного капитана баржи, курсирующей по рекам и каналам, именно любовь к Жюльетт (и её любовь к нему!) делает романтиком. А Жюльетт всё-таки продолжает мечтает о чём-то романтичном и необычном, тянется ко всему новому - к «сокровищам» папаши Жюля, экстравагантного боцмана с «Аталанты» (лишь 38-летний Мишель Симон с блеском и по-настоящему сочно воплощает характер «старого морского волка», истинный возраст которого, пожалуй, неведом и ему самому), ко вроде бы удивительному коммивояжёру, а главное, к загадочному и манящему Парижу. Она вырывается из унылого мира провинции, выйдя замуж за Жана, представляющегося, как и его судно, довольно поэтичным. Мечта преобразует реальность (например, в первых сценах, когда влюблённые, углублённые в свои грёзы, словно и не замечают, как обходят вдруг встретившиеся им на пути стога сена). И «сокровища» Жюля - не барахолка ненужных вещей, а будто модель иного мира, преобразованного его щедрой фантазией. Сама «Аталанта» - романтический мир, вполне возможный и практически существующий в действительности.
![]() | |
• | Кадр из фильма |
А вот мечты и иллюзии Жюльетт напоминают туман. Поначалу прозаичный Жан даже не видит её - как в эпизоде на барже в тумане, натыкаясь почти вслепую и обнимая возлюбленную: теперь они вместе. Но Жюльетт хочет узнать словно весь мир. Пока что он находится только в её фантазиях. Париж кажется таинственно-сказочным, а странствующий торговец - потрясающим воображение клоуном. Однако всё дело в том, что за пределами «Аталанты» нет истинной романтики. Это лишь ложная поэзия. Клоун, по всей вероятности, обыкновенный соблазнитель, прельщающий девушек мещанскими романсами. Париж холоден, страшен, зол, отвратителен и чужд. В подобной реальности нет места для грёз и призрачных надежд. Окружающий мир антиромантичен, и в нём неизбежно утрачиваются последние иллюзии. Лишь в придуманной поэтической действительности возможна мечта.
Прекрасна сцена, когда влюблённые, находящиеся в разлуке друг с другом, мечтают во сне, представляя себе ласку любимого человека. Жан хочет непременно увидеть свою Жюльетт и ныряет в воду - говорит, что видит. А раньше он не видел. Мечта делает иллюзорное подлинным. А потом, будто по какому-то наитию, папаша Жюль наконец-то находит одинокую и потерянную Жюльетт в Париже и приводит (точнее даже - приносит, словно ещё одно своё «сокровище»!) на «Аталанту». Мечта способна на всё. И именно в осуществлении собственных грёз герои Жана Виго обретают истинную жизнь. Иного выхода для них нет. Они бегут от реальности в некий поэтический мир, остающийся в неприкосновенности только на плывущей барже под названием «Аталанта».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий