«Венера в мехах»: восстание планеты феминисток

Дождливый день во Франции, полусгоревший крохотный театр. Режиссер Тома (Матье Амальрик) целый день безуспешно ищет актрису на главную роль в своем дебютном спектакле «Венера в мехах» по скандальному роману Захер-Мазоха. Целый день к нему табуном шли вульгарные особы, с горем пополам умеющие изъясняться только в социальных сетях. А ведь амбициозному режиссеру нужна зрелая аристократка, сумевшая к своим годам заполучить «пятерых детей и туберкулез».
Когда он уже отчаивается найти подходящую кандидатуру и собирается на ужин к невесте, в зал врывается неотесанная актрисулька (супруга Полански Эмманюэль Сенье). Промокшая девушка в вульгаром кожаном платье умоляет прослушать ее вне очереди. По иронии судьбы, актрису зовут Ванда — так же, как и героиню пьесы. Да и режиссер быстро понимает, что на роль она подходит идеально — и не замечает, как ввязывается в опасную игру, где женщина будет над ним бестыдно доминировать, подвергая допросам, унижениям и учиняя ему всяческие каверзы...
Кадр из фильма «Венера в мехах»
Благодаря хитроумной системе зеркал киноспектакль Полански с двумя персонажами смотрится на одном дыхании. Это не просто экранизация знаменитого романа — создатель фильма опирался, прежде всего на пьесу Дэвида Айвза. В свою очередь, Тома и Ванда по ходу действия то меняются ролями, то девушка вообще превращается в могущественного режиссера (или кого и похлеще). Все эти обстоятельства располагают к множеству интерпретаций, каждая из которых имеет право на существование.
Кадр из фильма «Венера в мехах»
Самая простая мысль, на которую может навести картина — Полански просто решил сделать такой своеобразный подарок своей супруге. Какие-то забавные ситуации режиссер наверняка вынес из реальных пикировок с собственной женой. Да и ярко выраженный антифеминистический подтекст фильма явно выстрадан Романом Полански. Дескать, как бы мы, мужчины, ни пыжились, наши «вторые половины» все равно окажутся на коне и будут нами безраздельно помыкать. «Чтобы быть сверху, надо быть женщиной», - пела об этом в свое время группа «Телевизор».
Филологов «Венера в мехах» порадует мастерской деконструкцией классического текста Леопольда фон Захер-Мазоха. Неслучайно в одном из эпизодов упоминается Деррида (так просвещенная невеста главного героя назвала свою собачку).
Кадр из фильма «Венера в мехах»
Наконец, из фильма можно вынести далеко идущие выводы об извесном конфликте Аполлона и Диониса в сердце любого мужчины и даже о том, что под личиной Ванды кроется сам дьявол. Главное, не принимать душераздирающий финал близко к сердцу и помнить, что все происходящее с Тома есть справедливая расплата за его порочность и излишнюю доверчивость.
Фото с сайта kinopoisk.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий