]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Крупный план
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Десять лучших российских фильмов 2015 года

15:08 13.01.2016
, Денис Ступников

Предлагаем вашему вниманию обзор десяти лучших фильмов ушедшего года, по версии портала KM.RU

Хоти обратить ваше внимание, что данная десятка субъективна, и мы принципиально не распределяем фильмы по «призовым» места.

«Раскоп» (Сергей Дахин). Археолог Паша, которого играет великолепный Кирилл Пирогов, живет уже с новой подругой, пописывает в стол, выпивает с друзьями и мечтает сменить обстановку. Случай подворачивается неожиданно: давний знакомый Павла профессор Сорока мечтает снарядить археологическую экспедицию, да не имеет на это средств. Вместе со своими двумя знакомыми — сильно пьющим предпринимателем Самородовым и примерным семьянином Скляренко главный герой сбрасывается и уезжает — лишь бы только вырваться на время из опостылевшей среды обитания. Тектоника «Раскопа» чем-то напоминает события знаменитой комедии Квартета И «О чем говорят мужчины». Разница лишь в том, что Киев является здесь не перевалочным пунктом, а отправной точкой да вместо песен «Би-2» в картине звучит щемящая музыка Кирилла Пирогова и песня группы «Воскресения» «По дороге разочарований» в его же исполнении. И все-таки герой Пирогова более пытливый и деятельный, нежели многие его предшественники. Недаром же он поет «разум полон светлых начинаний», а не «светлых ожиданий».

«Левиафан» (Андрей Звягинцев). Перед нами раздражительный и слабохарактерный мелкий предприниматель Коля (Алексей Серебряков), на чей земельный участок с домом и мастерской покусился мэр небольшого северного городка Вадим Сергеевич (Роман Мадянов). Из Москвы с пухлой папкой компромата на зарвавшегося градоначальника прибывает армейский друг героя (Владимир Вдовиченков) и пытается надавить на мэра. Тот заметно напуган и ищет поддержки у местного архиерея, который напоминает ему, что всякая власть — от Бога, и призывает коррумпированного чиновника к более решительным действиям... Те, кто видят в новом творении Звягинцева иллюстрацию извечного российского закона «прокурор медведь, закон тайга», конечно же, правы. Но, по сути, они снимают лишь пригоревшие пенки, не добравшись до молока. Да, всякая земная власть — это безжалостный Левиафан, о чем красноречиво писал еще Томас Гоббс в своем одноименном философском трактате. Да, в основу фильма положена реальная история американского предпринимателя, который, устав бороться с произволом чинуш, снес напрочь бульдозером дюжину зданий и покончил собой. Да, на российской почве подобные истории зачастую разворачиваются по гораздо более драматичному сценарию — из-за огромных расстояний, тотальной нищеты, непомерно разросшейся коррупции и вопиющих несовершенств административной системы. Отрицать очевидное глупо и бессмысленно. А те, кто кричит, что обнажать всю эту чернуху вовсе необязательно, просто прячут голову в песок.

«Батальонъ» (Дмитрий Месхиев). Картина базируется на реальных событиях. Первая (и единственная) Женская команда смерти Марии Леонтьевны Бочкаревой была создана в 1917 году для участия в боевых действиях на Западном фронте в районе Крево, что в современной Белоруссии. Из двухсот участниц движения тридцать погибли, а семьдесят были ранены. Четырнадцать раз батальон отражал контратаки и под натиском неприятеля сумел удержать опушку Новоспасского леса даже тогда, когда прочие воинские части малодушно отправились распродавать награбленное. «Батальонъ» - тяжелый фильм о превалировании долга над чувствами. Здесь нет (да и не может быть) ура-патриотического угара, ведь страна гибла на глазах у участников тех событий, и они не могли этого не понимать. Но прав оказывался не тот, кто поддавался модным поветриям, а тот, кто стоял до конца, даже если в этом не было никакого практического смысла. Фильм дает понять, что и эти жертвы не были напрасными.

«Да и да» (Валерия Гай Германика). Скромная училка начальных классов Саня (Агния Кузнецова) живет в типовой хрущевке с кроткой матерью, больным отцом и деспотом-братом. Последний не позволяет ей курить даже при открытых окнах, из-за чего постоянно возникают отвратительные конфликты, непропорциональные плевому поводу. После одной из таких ссор Александра желает убежать, куда глаза глядят, лишь бы избавиться от опостылевшей бытовухи. Так она оказывается в богемной квартире на Проспекте Мира, где беспробудно пьют андеграундные московские художники. В одного из таких «непризнанных гениев» девушку угораздило влюбиться. Высокомерный Антонин пьет, не просыхая, зато со знанием дела рассуждает о том, что все вокруг мертвы, и что такие, как он творцы призваны одухотворить окружающий мир. «Да и да» снят в стиле магического реализма и буквально перенасыщен символикой. Имя «Александра» означает «защитница», недаром она всеми силами стремится уберечь своего любимого от добровольного саморазрущения. В свою очередь, Антонин — тотальный отрицатель, который следует в ад с широко закрытыми глазами и сводит на нет все старания своей «красивой и мощной» подруги. Ключевая сцена фильма — видеоклип на песню «Агаты Кристи» «Эпилог», под которую героиня бежит во сне по сказочному лесу в компании ощетиненных волков. Здесь, прежде всего, можно усмотреть отсылку к православному «мысленному волку» - символу мрачных помыслов человека, которые мешают ему воссоединиться с Богом.

«Пациенты» (Элла Омельченко). Шаламов и Леночка — молодая семейная пара современных русских интеллигентов. Он — начинающий сценарист, клепающий синопсисы низкосортных мыльных оперПодлинные интеллигенты всегда умеют найти себе проблему на пустом месте. Вот и мнительный Шаламов начинает посещать психоаналитика Брюсова (Тимофей Трибунцев), который капает ему на мозги, что брак — это не главное, что мужчина не должен быть подкаблучником и вообще нужно периодически позволять себе брать отпуск от семьи. Впечатлительная Леночка готовит мужу симметричный ответ, найдя утешение у православного священника — харизматичного Отца Сергия (Дмитрий Мухамадеев). Как и положено служителю РПЦ, батюшка всеми силами старается убедить прихожанку, что семья — это святое, что ей необходимо повенчаться с супругом ради получения защиты свыше. лавный герой, как и его тезка-писатель Варлам Шаламов — озлоблен и надломлен, хотя внешне кажется скромным и безобидным. Отец Сергий, при всей его искренности и добросовестности, не видит в своем служении Христа. Самовлюбленный Брюсов наверняка сам пережил многие из тех детских травм, которые стремится навязать своим пациентам. Финал закономерен: все переворачивается в итоге с ног на голову, а вчерашние пациенты оказываются здоровее своих «целителей».

«Призрак» (Александр Войтинский). Успешный изобретатель Юрий Гордеев (Федор Бондарчук) придумал самолет нового поколения «ЮГ-1», который поднимается в воздух без взлетной полосы. Гордееву постоянно ставит палки в колеса вредный конкурент Ползунов (Игорь Угольников). Этот форменный «гад ползучий» спровоцировал его даже не игру в пьяные шашки, после которой авиаконструктор бесславно гибнет. Став призраком, Гордеев лишатся возможности довести презентацию своего детища до логического конца. Коварный Ползунов преждевременно празднует победу, но тут выясняется, что погибшего способен видеть и слышать незадачливый школьник Ваня Кузнецов (Семен Трескунов) — классический «ботан», которого мама заставляет заниматься бальными танцами, из-за чего его подвергают постоянным насмешкам одноклассники. Гордеев предлагает подростку взаимовыгодную сделку, прося помощи в доставке самолета на авиасалон в Жуковский в обмен на инструкции по покорению самой красивой девочки в классе (Ани Петросян). «Призрак» - редкий российский фильм, который должен удовлетворить как любителей мистики, так и закоренелых материалистов. Последние явно останутся довольны тем, что фильм мотивирует детей изучать физику в школе и увлекаться проблемами современного авиастроения. 

«Необыкновенное путешествие Серафимы» (Сергей Антонов). Сталинские времена, гонения на Церковь. В воскресный день храм полон радостными людьми со свечками и вербочками в руках. Батюшку арестовывают прямо во время вдохновенной проповеди о Входе Господа во Иерусалим. Народ разгоняют, собор разрушают, священника расстреливают. Его дочь Серафиму отныне считается круглой сиротой, поэтому она оказывается в детдоме. Далее события переносятся уже в 1943 год, когда советские войска перешли в наступление. Две генеральские дочки начинают гнобить Симу, отбирая у нее хлеб и ябедничая по поводу и без поводу. Контуженный директор, переживая из-за невозможности быть рядом с боевыми товарищами, не может держать ситуацию в руках и отдает ее на откуп бездушной воспитательнице. А та и рада лишний раз подколоть «классово враждебную» Серафиму и запретить носить ей нательный крестик — единственную память о родителях. Однако девочка проявляет невероятную стойкость, ведь ее поддерживает старенькая уборщица Елизавета, приоткрывшая ей чудесный мир Православия о объяснившая, как заручиться помощью Небесного Заступника — батюшки Серафима Саровского. Сцена с вразумлением батюшкой Серафимом спесивого генерала будет интересна и детям и взрослым, а путешествие Симы в рай од чутким руководством своего небесного заступника вообще сопоставима по силе воздействия с гениальными строками Бориса Гребенщикова: «Небесный град Иерусалим горит сквозь холод и лед, и вот он стоит вокруг нас и ждет нас».

«Орлеан» (Андрей Прошкин). Провинциальный городок со странным названием «Орлеан» живет своею тихой и размеренной жизнью. Парикмахерша Лидка (Елена Лядова) буднично ложится на очередной аборт. Философствующий хирург Рудик (Олег Ягодин) привычно избавляет визитершу от бремени, попутно лакомясь мороженым. Покой орлеанцев нарушается после появления в городе загадочного странника — малоприятного экзекутора (Виктор Сухоруков), обличающего горожан за их грехи. Сначала эта воплощенная совесть является к Лидке и популярно объясняет весь ужас содеянного. Должного эффекта встреча на возымела, тогда мистический персонаж приходит к Рудику и стыдит уже его. Скооперировавшись, обруганные врач и парикмахерша отправляются в офис к экзекутору и в ультимативной форме требуют, чтобы впредь их не беспокоил. Но совесть не обмануть, поэтому растревоженным жителям приходится прибегать к более решительным методам. Сценарист Юрий Арабов — творец находящийся в православной парадигме. Его Экзекутор (несмотря на всю сложность и многомерность трактовки образа) может трактоваться и как Христос, и как Ангел-Хранитель. Соответственно, главной в фильме является тема воздаяния за грехи. Причем, показана уже последняя степень падения персонажей, когда всякие увещевания уже бесполезны, поэтому приходится прибегать к более радикальным мерам — вплоть до полного уничтожения.

«Иерей-Сан» (Егор Баранов). Такуро Накамура (Кэри-Хироюки Тагава) был мастером восточных единоборств, каким-то образом связанным с преступными группировками. Сейчас, замаливая грехи молодости, он стал священником Православной церкви в Японии, получившим в крещении имя отец Николай. Навыков боевых искусств он в обыденной жизни, понятное дело, уже старается не применять. Но тут, как на грех, прохожие из враждебного клана якудза напали на уличную торговку с овощами. Не стерпев таких бесчинств, отец Николай разбил главному зачинщику нос и сломал руку. Желая прекратить череду бессмысленных убийств, местный архиепископ в приказном порядке отправляет батюшку в Россию. Отцу Николаю предстоит восстановить обветшавшую церковь в ярославском еле Глубокое. Отсидеться в тиши священнику все же не удается. Тут тоже свои проблемы, а главная заключается в том, что местечковый олигарх Андрей Нелюбин (Иван Охлобыстин) намерен прибрать к рукам плодородные земли Глубокого. И остановить его не могут ни храм Божий, ни коренные сельчане. В «Иерей-Сане» нет сусальности и поспешных неправдоподобных метаморфоз. Зубоскалы, ожидающие от ленты очередной вариации на тему «поститься, молиться и слушать радио «Радонеж»», могут угомониться — ничего подобного здесь не найти. Путь духовного развития главных героев показан скупо и прикровенно — в лучших традициях японских хокку, где ни о чем не говорится в лоб. 

«Училка» (Алексей Петрухин). Учительница истории Алла Николаевна (Ирина Купченко) находится на грани. Приняв утром внушительную дозу успокоительных таблеток и даже не притронувшись к приготовленному завтраку, она отправляется в школу, где ее в очередной раз начинает допекать молодая и амбициозная директриса. После мучительной промывки мозгов в кабинете начальства «училка» отправляется на урок в свой 11-й класс, а детишки там такие, что палец в рот им не клади. Расклад сил меняется внезапно, когда в руках у Аллы Николаевны случайно оказывается настоящий заряженный пистолет. Умело воспользовавшись моментом, она берет в заложники целый класс блокирует дверь и выдвигает единственное требование: домашнее задание должен ответить каждый. Урок «Пути развития России в начале XXI века» современным недорослям вряд ли можно адекватно преподать как-то по-иному, чем это сделала героиня Ирины Купченко. Может быть, поэтому фильм заканчивается неожиданно благополучно и заветный ключ, будто бы перекочевавший сюда из «Дорогой Елены Сергеевны», на это раз удается отстоять без серьезных потерь. А ведь его можно трактовать и в символическом ключе — как ключ к душам сегодняшних подростков!

Темы: Кино, Кино в России, Премьеры в мире кино
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 17.02.2016, 00:54
    Гость: Радуга

    "Десять лучших российских фильмов 2015 года"
    К счастью,я не смотрела эти "шедевры" и никто,ни один человек не заставит меня их посмотреть.Достаточно увидеть эти фамилии и сразу вспоминаются слова Николая Доризо:
    "Как много фамилий,
    Как мало имён!
    Поэтов у нас изобилие.
    И как нелегко перейти Рубикон,
    Чтоб именем стала фамилия!"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 14.01.2016, 13:53
    Гость: Роман

    "Родня" - малобюджетка?????
    В нее вбухали по тем временам громадные деньги - на пять фильмов другим режиссерам бы хватило....

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 14.01.2016, 12:04
    Гость: Ося

    Насчет малобюджеток. Вспомнился фильм из детства "Последний дюйм". Дёшево и сердито, как говорится... Значить, можно снимать хорошие фильмы и без "овечек Долли" и "парней с кладбища"... Ещё пример: "Родня" - малобюджетка, однозначно...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 14.01.2016, 10:19
    Гость: Ося

    Дополнение. Из списка фильмов особняком стоит "БатальонЪ". Этот фильм посмотрю на предмет: удалось ли авторам воплотить идею...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 14.01.2016, 10:12
    Гость: кот Матроскин

    Овечка Долли мне тоже понравилась - очень позитивно и без традиционных плевков в советское прошлое. "Парень с нашего кладбища" вполне можно посмотреть. Правда малобюджетные они, отсюда и все недостатки. У них нет столько денег, сколько у звягинцевых на эффекты и актеров.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (17)
]]>



]]>
Выбор читателей
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Россия хочет понять, что стоит за ультиматумом Трампа
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Определи свой тип личности за пару минут и начни жить заново
«Угрозы национальной безопасности»: в Белоруссии программист и КГБ-шник застрелили друг друга
ВИА Рваные носки «Летом» (ЕР)
«Омерзительная четвёрка»: в российский прокат готовится выйти психологический триллер «One and Four»
Бродячий цирк «Все, о чем нам врали...» (CD и компакт-кассета)
«Спустя 30 лет после исчезновения Союза появилась другая порода людей – постперестроечных манкуртов»
Деньги всем и ни за что: спасет ли безусловный базовый доход человечество?
VicToriA «Укрытый дождем»
Садовая шпалера: 9 креативных идей наружного огрождения
Дипломатия во время войны: Алиев переигрывает Пашиняна
На концерте «Бони Нем» поддержали группу «Пикник» кавер-версией
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.