]]>
]]>

Александр Прошкин: «Андрей Панин тратил душу и талант, чтобы оживить мертвечину»

16:00 20.07.2016 , Денис Ступников

Знаменитый режиссер представил на фестивале «Славянский базар» свой новый фильм «Райнские кущи»

Александр Прошкин в собственном фильме «Михайло Ломоносов»

Проказу предшествовала пресс-конференция режиссера. Как правило, Прошкин снимает исторические фильмы, но здесь иной случай. «Большинство моих фильмов привязано к знаменательным датам, - рассказал он. - «Русский бунт» - это время становления русской государственности. «Холодное лето 53-го» - год смерти Сталина. «Чудо» - 1956 год, «Стояние Зои». В Америке я встретил «сумасшедшую» девушку, которая по моим фильмам защищает диссертацию по истории».

«Райские кущи» Прошкин характеризует как свой первый фильм о современности. «В нем я пытался извлечь уроки из нашего будущего, чтобы улучшить наше будущее, - говорит Прошкин. - Мы одной ногой застряли в советском прошлом и движемся к лучезарному будущему . Чтобы оно стало лучезарным, эти уроки надо извлекать. В основе лежит пьеса Вампилова «Утиная охота». Сначала она была запрещена, но потом ее ставили, где только можно. Первая экранизация «Утиной охоты» «Отпуск в сентябре» во многом повторила судьбу пьесы. Если «Утиная охота», это фиксация эпохи застоя, то в фильме я попытался показать современность, сквозь которую проступают черты этой эпохи. Мне было сложно найти актеров, которые болели бы нашим временем и имели бы свою точку зрения на происходящее в нашем обществе. Среди них – Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова. Таким образом, это диалог времен и диалог актерских поколений».

Фильм «Райские кущи» не позиционируется как ремейк «Отпуска в сентябре» (из-за возражений рродственников Вампилова, запретивших упоминать имя драматурга в титрах), но, по сути, таковым является. «Я хоть и не молодой, но тоже на это отважился. Вопрос в том, для чего это делаете. Если вы хотите повторить успех фильмах 50-летней давности, то вы провалитесь. Если цель в диалоге эпох, то это уже художественная задача, поэтому здесь можно чего-то выиграть. Повторить успех не получится. В советское время была замкнутая система. Люди ходили в кино три раза в неделю, а сейчас основой жизни является попса», - замечает Прошкин. 

Александр Прошкин

По поводу современного состояние кинематографа Прошкин иллюзий не испытывает. «Проблема лежит в обществе и в том, как люди себя в нем чувствуют, - анализирует он. - В Азии огромные очереди в кинозалы. Люди прилетают из других городов, необыкновенный ажиотаж. Кино – барометр состояния нравов. Если общество строит новую цивилизацию, то подъем испытывает и оно, и кино. Кино должно быть не развлекательным, а о том, что жизнь усложнилась, и появились глубинные проблемы нашего существования. Общество, которое не нуждается в собственном кино, ничего и не строит. Это загнивание, хотя я и надеюсь, что это временно. К тому же пойти в кино всей семьей в Москве стоит несколько тысяч рублей. Поэтому люди либо не ходят туда, либо идут развлекаться. Считается хорошим тоном наше кино облить помоями. Выходят полуграмотные мальчики и девочки и говорят, что они принципиально не смотрят русское кино. В провинции люди на 50% лишены киноэкранов. Хочу поклониться Министерству культуры (что я нечасто делаю), за то, что оно осуществило поддержку кино в малых городах. Я не понимаю, как можно с телеэкранов воспитывать антиамериканское поколение, а в кино держать исключительно американский репертуар. Кино – это национальная идея, самоиндентификация нации. Люди посмотрели на жизнь своих современников и подумали, как эту жизнь изменить. У нас, как только начнут снимать фильмы о рабочем классе, ни одного зрителя в зале не будет. Зритель хочет красивых сказок. А наш герой – не человек с кулаками, а князь Мышкин, человек совести. Особого оптимизма на счет того, что в ближайшие годы что-то изменится, у меня нет».

Еще одна проблема современного кино, пои мнению Прошкина, связана с финансированием. В нашей стране ничего не сделано для того, чтобы частный капитал приносил деньги в кино. В Австралии моментально расцвела кинематография, когда приняли закон о вычете инвестиций в кино из налогов. Правительство этот закон быстро отменило, и кино сразу «сдулось». Госфинансирование кино в нашей стране минимально и выборочно. Наша власть хочет, чтобы наше кино выглядело столь магнетично, как в США, но при этом за 20 копеек. Так не бывает».

Даже в Год кино состояние российского кинематографа оставляет желать лучшего. «В год кино с трудом отобраны фильмы на «Кинотавр». В Год кино я не имею никакого финансирования и ничего не снимаю», - говорит Александр Прошкин. Из-за недостатка финансирования не может снимать серьезные фильмы и сын Прошкина Андрей. Представив в прошлом году нашумевший «Орлеан», Андрей Прошкин приступил к работе над российской адаптацией сериала «Доктор Зхаус». «Зачем он это делает — я не знаю», - честно признался на пресс-конференции Александр Прошкин.

Александр Прошкин

Из-за общего кризиса россйиского кино наши актеры находятся не в лучшей форме. «Талантов в России хватает – у нас даровитый народ. Весь вопрос в том, что формирует актера, - рассуждает Александр Прошкин. - Проблема в драматургии. Если актеры всю жизнь играют высосанных из пальца ментов, не имеющих никакого отношения к жизни, то мастером не станешь. Что в наши дни делал бы Смоктуновский? Играл бы ментов и олигархов? В советское время еще сохранялась преемственность с культурой начала ХХ века. Актеры шли в профессию с миссией что-то изменить. Они никогда об этом не говорили вслух, но они это делали. Сейчас в актеры идут за деньгами и славой. Ощущение миссии в наши дни утрачено даже очень талантливыми людьми. Есть актеры, которые существуют вне времени. Если мы говорим француз, то вспоминаем Габена. А русский для всего мира – Смоктуновский, человек совести, рефлексирующая натура, гений. Времена меняются, а эти люди остаются. У нас был великолепный актер Андрюша Панин. Я с ним работал в трех картинах и всегда шел от его личности. Он и погиб потому, что был изнасилован телевидением, постоянно играя в посредственных комбинациях. Тратил свою душу и талант, чтобы оживить мертвечину. Делал это блистательно, но мертвечина все равно не оживала. С актерами толком не работают, поэтому требовать от них, чтобы они стали новыми Ульяновыми и Смоктуновскими, бессмысленно».

Прошкин говорит, что даже лучшие современные российские актеры зачастую размениваются по мелочам, поэтому не факт, что их имена останутся в веках: «Если кино будет говорить абсолютную правду, которая волнует зрителя, кино будет оставаться. Чулпан Хаматова – актриса европейского масштаба, которой подвластно многое. Это цельная личность, но ей абсолютно нечего играть».

Фото с сайта kino-teatr.ru

Комментарии читателей
22.07.2016, 01:08
Гость: К А. Прошкину:

кризис кино: отсутствие сюжетов и талантливых сценаристов. Отдаю идею сценария: П. Краснов "Выпашь" и другие его произведения. "От двухглавого орла к красному знамени", например. Тяжелые сцены лучше нивелировать

21.07.2016, 12:01
Гость: Вообще-то

Прошкин: "Я не понимаю, как можно с телеэкранов воспитывать антиамериканское поколение, а в кино держать исключительно американский репертуар. "
***
Вообще-то люди смотрят американское кино, потому что оно, по крайней мере, не русофобское (за исключением откровенного идиотизма с "плохими русскими") - в отличие от российского. Какую национальную идею предлагают нам российские кинематографисты, кроме русофобии, с перевиранием истории, раздражающим каждого, сколько-нибудь образованного зрителя? Антисоветчина (переходящая в бред типа "Стиляг") - вообще пропуск на экран. Кого она воспитает? В лучшем случае потреблянтов. Звягинцев и Сокуров потому и получают западные премии, что клевещут на Россию, каждый по своему. Лунгин был обласкан во Франции за то же самое, пока не надоел со своими пьяными русскими даже французам. И что же? Перебрался сюда и теперь снимает антироссийскую муть за бюджетные деньги. Только-только Медынский объявил, что Минкультуры не будет финансировать поделки про Р....-г......ку, как Запад присудил премию "Левиафану", и все наши начальники стали бурно восхищаться очередной развесистой антиклюквой в этом жанре. Между тем, стоит появиться хоть одному, сколько-нибудь позитивному фильму о России (хоть про спортсменов), так люди просто валят в кинотеатры (при всей искусственности сюжета и сомнительности комплимента, как, например, в "Сталинграде"). Вот он, ключик к успеху (и кассе). "Но кто ж им даст"?

21.07.2016, 11:27
Гость: Никки

коньюктурнейшие фильмы. Какая там "русская история". Пропаганда и "развесистая клюква" в чистом виде. "Колебался вместе с линией партии" (и тех, кто её заменял в наше время. Чутко учитывал пожелания хозяев дискурса на данном историческом участке - здесь он мастер. И опять учит ...

]]>

]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.