Ляпы в «Диверсанте» и «Апостоле»: неграмотность или злой умысел?
Обсуждения того, при помощи каких фильмов лучше рассказывать детям и подросткам о Великой Отечественной войне, популярная тема на «родительских» и педагогических форумах Рунета. Пользователи дают по этому поводу самые разные советы, но очень часто в списках рекомендуемого присутствует две достаточно популярные картины, вышедшие в свет уже после 2000 года: «Апостол» и «Диверсант» (с продолжением).
Первая в свое время собрала целую коллекцию «ТЭФИ», а вторая получила «Золотого орла». Так вышло, что оба фильма раньше я от начала до конца не посмотрел, и, прислушавшись к многочисленным рекомендациям, решил теперь наверстать упущенное.
Сильной стороной обеих картин, вне всякого сомнения, является динамичный, захватывающий сюжет. Вот только хорошо ли это? Занимательное зрелище снижает критичность восприятия и заставляет бездумно заглатывать целый ворох совершенно небезобидной информации.
С ляпами в деталях, в принципе, можно мириться, хотя создатели картины, вышедшей на центральных телеканалах и получившей престижные награды, могли бы и поактивнее работать со своими военно-историческими консультантами. А так, реконструкторы и просто любители оружия вволю постебались на своих форумах над появлением в «Диверсанте» в начальный период войны пулемета РПД, которому на самом деле предстояло быть разработанным лишь в 1944 году.
В «Апостоле» же бросалось в глаза несоответствия званий у сотрудников НКВД и «Абвера» и жвачка у немецкого военнослужащего за много лет до ее официального изобретения.
Такие вещи режут глаз, но они были бы простительны, если бы не масштабные исторические фальсификации и попытки представить советский режим едва ли не более жестоким и безумным, чем нацистский.
И дело даже не в том, что в «Апостоле» советское и немецкое руководство выстраивает сложнейшую схему и пытается «влиять не судьбу мира» при помощи информации о злосчастной Армии Андерса, что уже само по себе забавно. И не бредовость самой идеи отправить вместо погибшего шпиона его брата-близнеца к профессиональным спецслужбистам, знающим его, как облупленного, и который в реальной жизни в первый же день погорел бы если не на сверке отпечатков пальцев, то на том, что элементарно не вспомнил содержание разговоров с начальниками и сослуживцами.
Но из каких соображений любимую жену особо ценного агента запирают в психбольнице, где она подвергается издевательствам и изнасилованию, а приемного ребенка – в детдом? При этом сотрудники НКВД стойко преодолевают созданные ими же самим себе трудности, фальсифицируя «доказательства» того, что с семьей «Апостола» якобы все в порядке.
Разве не легче было бы действительно отправить жену и сына главного героя куда-нибудь в отдаленный городок и поставить их на довольствие под присмотром местных «органов»?
Времена были такие, что лишних вопросов о находящемся на спецзадании отце семейства никто бы не задавал… Главврач, принуждающий к интиму супругу человека, имеющего отношение к НКВД, - существо определенно фантастическое. В реальной жизни подобные проделки для него закончились бы очень нехорошо.
Но чтобы доказать садизм и безнравственность системы, пойдет любая чушь…
Интеллигент-очкарик, который после пары месяцев подготовки оказывается способен полностью имитировать матерого уголовника, а потом – громить лучших спецов НКВД – это просто песня. Суперменами, видимо, автоматически становились все, не поддерживающие советский режим. И сталинистов громили они силой духа.
Ведь в реальности сделать человека за несколько месяцев мастером стрельбы и рукопашного боя невозможно по определению – история о том, как вчерашний учитель начинает раскидывать по три вооруженных сотрудника НКВД зараз, вникнув в какую-то систему рычагов, годится разве что для кинокомедии.
Концовка «Апостола» - это пик «бессмысленности и беспощадности». Намек на то, что и самого главного героя, и его семью злые НКВДешники убили, достаточно прозрачен. Вот только зачем? Рационального объяснения тому нет. Ну, кроме, конечно, врожденного зверства советского режима.
В «Диверсантах» мрачного «трэша», характерного для «Апостола», нет, но зато мы можем насладиться настоящей симфонией безалаберности и быдлячества.
Кадр из фильма «Диверсант». Фото с сайта russkoekino.ru
Уже сама система подчинения подразделения, в котором служат главные герои, достаточно загадочна и алогична. Изначально они – бойцы армейской разведки, но, зарекомендовав себя, начинают привлекаться для решения стратегических задач.
Состоянием на начало войны Разведупр Генштаба действительно был единой структурой, но в октябре 1942 все изменилось. Разведупр переподчинили Наркому обороны, оставив за ним диверсии и агентурную разведку на иностранной и оккупированной территории, а фронтовые разведорганы отдали Управлению войсковой разведки Генштаба.
Герои «Диверсанта», по идее, должны были остаться в УВР, но, по фильму, реформы их никак не коснулись. В апреле 1943 операции на оккупированных территориях СССР вернули в воссозданное Разведуправление Генштаба, а агентурную зарубежную разведку оставили в Наркомате. Но герои «Диверсанта» - просто универсальные солдаты, работающие на все органы и структуры сразу и бегающие через линию фронта, как будто по спортплощадке, что вызвало бы возмущение у любого настоящего войскового разведчика, прошедшего ту войну, так как переползание, да еще и с языком, было одной из сложнейших составляющих его работы.
При всем при этом в элитный спецотряд передают необученных и необстрелянных ребят из Средней Азии, превративших войну в комедию, а в перерывах между заданиями «диверсантов» учат пользоваться «сверхсекретными» нунчаку и сюрикенами.
Самоуправство в Красной Армии так сильно, что два раза командиры уровня капитана-майора без суда и следствия планировали поставить героев к стенке, не потрудившись даже связаться с их «центральным» руководством.
Естественно, попытайся в реальности какой-то капитан сотворить нечто подобное с возвращающимися с задания «центра» разведчиками, то возле стенки очень быстро оказался бы он сам. Но самоубийцу, додумавшегося до такого, нужно было еще поискать.
Штурм немецкого аэродрома в Крыму на одной бронемашине, безнаказанный угон самолета под носом у Вермахта и СС и стрельба с самолета из снайперской винтовки по торпеде, лежащей на земле – пусть останутся на совести у авторов сценария. А вот попытка изобразить знаменитых крымских партизан клоунами – это уже просто моральное уродство.
За годы войны люди, над которыми создатели «Диверсанта» поиздевались, совершили более 3 тысяч акций против нацистов, уничтожив почти 30 тысяч немецких военнослужащих и полицаев. Свыше 3 тысяч крымских партизан были удостоены государственных наград, половина из них – посмертно. Конечно, именно их нужно было выставить нелепыми пьяницами с огромной бутылкой самогона в руках.
Отвратительно и поведение командира группы на отдыхе в Абхазии. Как же было не показать офицера советской разведки дебоширом и алкоголиком, не уважающим местные обычаи?
На фоне подобных вещей «мелочи» вроде вручения «просто так» героям фильма офицерских званий даже теряются. А ведь для того, чтобы стать лейтенантом в военное время, необходимо было закончить хотя бы ускоренные курсы подготовки офицерского состава. Именно так, кстати, стал младшим лейтенантом родной дед автора этих строк, удостоенный чести защищать Родину как раз в подразделении, аналогичном тому, над которым поглумились (иначе не скажешь) создатели «Диверсанта».
Во второй части «Диверсанта» нельзя без смеха смотреть на то, как офицеры военной разведки лихо строят сотрудников МВД и делают работу МГБ. Но это – опять-таки детали.
Какие выводы можно сделать, посмотрев «Диверсанта» и «Апостола»?
Первый – никакого «правого дела» не было, за Родину в атаку практически никто не шел, каждый на войне руководствовался своими эгоистическими соображениями, а сама война была делом «одиночек». Ощущения народной войны, народного подвига в фильмах нет – от слова вообще.
И этим они просто разительно отличаются от советского кино. Действия «Семнадцати мгновений весны», например, разворачиваются в самом сердце Германии вдалеке от фронта, а ощущение войны в фильме есть. А в «Апостоле» или «Диверсанте» - нет.
Вывод второй – советская система была бесчеловечна и отвратительна. Даже немцы на ее фоне смотрелись не так плохо.
Вывод третий – в Красной армии и Советском Союзе везде и во всем творился тотальный бардак. Разведка табунами бессистемно ходила за линию фронта, а любой капитан мог на свое усмотрение кого угодно расстрелять. Даже если этот «кто-то» выполняет задание чуть ли ни самого Сталина.
Как с таким подходом войну-то вообще выиграли? Наверное, благодаря все тем же «рэмбам-одиночкам», выпивающим по литру самогонки в один присест.
Самое мерзкое – это тотальная бессмысленность происходящего. Главный герой «Апостола» получает откровенное удовольствие от того, что носит форму Вермахта, «победившего половину мира», и готов «уйти» с секретными бумагами к немцам, и его сдерживает лишь желание спасти супругу. Ни в чем не повинных соотечественников он убивает на удивление спокойно.
Весьма размыты цели и у героев «Диверсанта». На фоне порою циничных и эгоистичных рассуждений всплески героического самопожертвования смотрятся просто странно.
После просмотра этих двух картин становится предельно ясно, откуда в головах некоторых наших современников настоящая историческая «каша». И пока при помощи такого «творчества» кто-то будет пытаться рассказывать подрастающему поколению россиян о Великой Отечественной войне, с их стороны патриотизма и любви к истории Отечества можно даже не ждать.
Даже если все это – следствие банальной некомпетентности, любые неприятели России могут смело пожать создателям подобной кинопродукции руку и дружески похлопать их по плечу.
Сценаристы и режиссеры то ли осознанно хотели добиться отвращения зрителей к одной из самых героических страниц нашей истории, то ли бессмысленная ненависть ко всему советскому уже настолько пропитала наш креативный класс, что он, делая что-либо, просто не в состоянии себя контролировать.
Комментарии читателей Оставить комментарий
калибр пулемета мг 34 7.92 а не 7. 62 и это в школе диверсантов...и еще все негодяи нквд шники славяне...а положительные герои люди других национальностей....может все наоборот было страдальцы
Хохлобот тупой ты
Бред не пишите. Глупец вы.
И чего вы прицепились к рад? Вы вспомните советский фильм про окружение Ленинграда. где в 41-ом на поле боя появляются ИС-3!
Такой бред могут нести только недобитки бандеровцы. Ибо штрафников на фронте НИКОГДА не было более 1,5%. А обычно много меньше. И вот 1,5% победили усех гитлеровцев, а остальные 98,5% так, попись вышли...
И отго такие "русиваны" никогда не говорят том, что "французская армия была позорно разбита ЗА МЕСЯЦ", "американский флот был позорно разбит за день в Перл-Харборе", "Польша была позорно разбита за пару недель"...
\
И резервисты это кто?