]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → В августе сорок четвертого...
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

В августе сорок четвертого...

Год:
2000
Продолжительность:
118 мин.

Беларусь-Россия. 2000. 118 минут.

Режиссер Михаил Пташук

Оператор Владимир Спорышков

Художник Владимир Дементьев при участии Александра Чертовича

Композитор Александр Градский

В ролях: Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников, Александр Феклистов, Алексей Петренко, Александр Балуев, Беата Тышкевич, Каролина Грушка.

По поводу романа «В августе сорок четвертого...» (или «Момент истины») Владимира Богомолова давно существует устойчивое мнение, что его невозможно экранизировать.

Прежде всего трудно передать в кино его сложную полифоническую структуру, где не только взаимодействуют документальная, протокольная стихия распоряжений, донесений, шифровок и беллетризированная, жанрово заостренная, напряженная по интриге повествовательная структура военного детектива, но и соперничают, спорят друг с другом два метода постижения реальности минувшего времени. Тщательно восстанавливая, дотошно реконструируя обстоятельства развертывания кульминационной ситуации в канун готовящегося грандиозного наступления советских войск в августе 1944 года на территории Белоруссии и Литвы, писатель одновременно выстраивает весьма хитроумную композиционную структуру, свободно играя с прямой, косвенной и авторской речью, прибегая в самый решающий момент практически к «потоку сознания», чтобы раскрыть то, что происходит в мозгу главного героя, военного разведчика капитана Алехина. И даже невозможность творца остановиться на каком-либо из двух названий (иногда роман издавался под двойным заголовком: «Момент истины. В августе сорок четвертого...») тоже свидетельствует о двойственной сущности этого произведения, которое стремится к эпически-историческому обобщению и вместе с тем апеллирует к исповедальной, более того - по-своему психоаналитической военной прозе.

Не знаю, обратил ли кто внимание на параллельность художественных поисков Владимира Богомолова (его роман написан в 1973-м) и авторов знаменитого телесериала «Семнадцать мгновений весны», который отличается от одноименного литературного сочинения Юлиана Семенова именно тесным переплетением задокументированного и вымышленного, своеобразным перетеканием хроники в представленный тут же на экране ход мыслей главного героя-разведчика, когда все это вкупе называется «информацией к размышлению». Но принципиальное отличие «Момента истины» заключается в том, что, несмотря на задействованных (кстати, словечко, прочно вошедшее в наш обиход как раз после появления этого произведения) крупных фигур военачальников (включая Сталина) и наличие широкого фона (даже хочется сказать - фронта) в повествовании, автор в большей степени исходит из частного и конкретного, мелких деталей и вроде бы малозначимых примет, будто пользуясь, как и его герой, теорией органолептики. Она основана, судя по пояснению в сноске, «на непосредственном, главным образом зрительном восприятии», когда при личном визуальном досмотре можно «раскачать на косвенных» (еще одно жаргонное выражение разведчиков) любого опытного агента, засланного с секретным заданием, что и осуществляет с блеском капитан Алехин, выигрывая в поединке нервов и ума с весьма уверенно чувствующим себя противником.

Но именно эта дотошность и предельная внимательность бывшего военного разведчика превращаются у самого Владимира Богомолова в мелочность и крайнюю подозрительность, когда он с редкостным упрямством сначала сопротивляется попыткам кинематографистов уговорить его дать разрешение на экранизацию, а потом, все-таки поддавшись увещеваниям, идет на попятный, когда знакомится с результатами осуществленных съемок. Этот писатель чрезвычайно труден в контакте - и остается только удивляться, как он вытерпел замену режиссера и пересъемку материала, а главное - окончательный вариант фильма «Иваново детство», явно расходящегося в трактовке с маленькой повестью «Иван»; не пошел на обострение отношений из-за экранизации рассказа «Зося»; однако в случае с «Моментом истины» дважды вступал в открытый конфликт с создателями лент.

В 1975 году Богомолов остановил съемки картины Витаутаса Жалакявичуса и затем судился с киностудией «Мосфильм», запретив дальнейшую работу над перенесением своего романа на экран. 25 лет спустя эта история повторилась уже с почти готовым фильмом Михаила Пташука, созданной в белорусско-российской копродукции и спровоцировавшей немало домыслов и спекуляций относительно того, как и для чего были потрачены немалые деньги (называются разные суммы - от двух до пяти миллионов долларов). Автор романа тоже ввязался в эту ожесточенную дискуссию, имея, помимо мелких придирок относительно несоблюдения военной формы и правил армейской субординации, еще и некие странные претензии из-за будто бы гомосексуального поведения капитана Алехина в исполнении Евгения Миронова (забегая вперед, скажу, что он сыграл одну из своих лучших ролей в кино).

В большей степени Богомолов прав, считая, что из его романа получился «голливудский боевик». Лента «В августе сорок четвертого...», в итоге лишившаяся имени сценариста, действительно воспринимается как увлекательный, лихо закрученный, насыщенный типичным саспенсом (то есть нарастающей тревогой), крепкий в профессиональном отношении приключенческий фильм из военных времен. И он с подлинным интересом был встречен уже на нескольких зрительских показах, состоявшихся как в Минске, так и в Москве, что само по себе должно быть принято ныне в качестве благого знака, поскольку постсоветское кино почти утратило какой-либо контакт с широкой публикой. Вообще этой картине больше подошло бы как раз название «Момент истины», звучащее, словно туго натянутая тетива, нежели констатирующе-строгий заголовок «В августе сорок четвертого...». Ведь и из многослойного повествования выбрана обладающая внешней и внутренней энергетикой занимательная фабула о розыске группы засланных агентов. И даже найден (в первую очередь - актерски) удачный эквивалент знаменитой многостраничной (чем не «Улисс»!) сцене на поляне, когда Алехин раскручивает при помощи органолептики трех вроде бы обычных офицеров Красной Армии, оказавшихся именно теми, кого долго и упорно искали военные разведчики на обширной территории от Литвы до Белоруссии.

Нет ничего плохого в том, что этот фильм довольно внятно, а вдобавок захватывающе пересказывает коллизии большого романа для тех, кто его вовсе не читал, или заставляя давно читавших припоминать какие-то из эпизодов, но особенно не усердствовать в сравнении экранной версии с первоисточником. В конце концов, это всего лишь двухчасовая картина, а не четырехсерийная телеэпопея, против подготовки которой еще более решительно высказался писатель. По правде говоря, его произведение вполне заслуживало бы участи подробной и умной интерпретации, как и «Семнадцать мгновений весны». И только в этом случае было бы возможным более адекватное многоуровневое воспроизведение искусно продуманной архитектоники литературного сочинения Владимира Богомолова, который теперь можно перечитать и в качестве своего рода предвосхищения постмодернистских опытов Умберто Эко с его средневековым философским детективом «Имя розы».

Но и вариант Михаила Пташука, если отнестись к нему без излишней предвзятости, имеет право на существование и одобрение публики, которая, можно сказать, соскучилась по отечественным военно-приключенческим фильмам. Ранее они в изобилии снимались и всегда пользовались особым успехом - от односерийного (и подчас наивного) «Подвига разведчика» до тетралогии «Щит и меч», чуть ли не впервые (за несколько лет до «саги о Штирлице») продемонстрировавшей, что немецкие офицеры, в том числе из СС, не так уж глупы и непривлекательны. Вот и работающий на немцев Мищенко в скупом и очень выразительном исполнении Александра Балуева получился буквально за несколько минут экранного времени удивительно емким и точным образом опасного врага, чье искусство мимикрии достигло исключительного уровня, однако и оно не в силах противостоять изворотливости и природной смекалке Алехина, бывшего агронома, ставшего по воле судьбы отличным органолептиком.

И тогда смогла бабулька приехать! Забавная «фенечка» военных разведчиков завершает роман и киноленту, кого-то без сомнения оставив в недоумении: «Что за бабулька?!». Как ни странно, рассказавший про нее Владимир Богомолов сам может напомнить такого «всё прохлопавшего» зрителя, который по выходе из зала занудно требует длинных объяснений. А зачем? Главное - приехала! Это и схвачено в версии Михаила Пташука - чего еще надо?!

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Россия хочет понять, что стоит за ультиматумом Трампа
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Опера-драма Алексея Рыбникова «Le prince André. Князь Андрей Болконский», «Градский Холл», 21 и 22 октября 2022 года
Чайф «Слова на бумаге»
RealAsh «Who Am I»
«Запрещенные барабанщики» проложили новый маршрут на Кубу
Нора Нора «Любовь в стиле гранж» (интернет-релиз)
Выставка «Панк-культура. Король и Шут», 2 марта — 31 мая, «Винзавод»
«Приключения Электроников», 28 июня, «Графит»
Alexei Borisov & Irakli Sanadiradze «Introspection»
Западный фронт «СанктПитерБлюз»
Столовой Военно-медицинской академии Петербурга присвоили статус армейского ресторана
Егор Летов, Яна Дягилева «На концерте памяти Александра Башлачева»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.